ОТ РЕДАКЦИИ: Армия разбита


Скандальная хроника прошедшей недели почти сплошь заполнена сообщениями из жизни армии. Увольнение с должности генерала Геннадия Трошева после его "неэтичного поступка" наложилось на очередной массовый побег срочников, которые затем явились в военную прокуратуру с жалобами на притеснения со стороны военнослужащих, призванных из Карачаево-Черкесии. Дезертируют теперь не злонамеренно, без оружия и прямиком в прокуратуру под прикрытие комитета солдатских матерей. Процесс, который можно назвать кризисом управления, идет по нарастающей - были ведь еще и "забастовка" контрактников в Чечне, и первые провальные результаты эксперимента в Псковской дивизии ВДВ.

Эти факты стали основанием для резких выводов общественности. Деятельность министра обороны Сергея Иванова была охарактеризована одним из военных экспертов так: "У него солдаты бегут взводами, вертолеты падают один за другим, а он возвращает на знамя звезду и раздает штандарты". Руководство Вооруженными силами приобретает ритуальный характер - с ними обращаются как с важным, но бесполезным символом вроде того же гимна.

Самое странное, что видимые признаки прогрессирующего разложения возникли именно сейчас. Казалось бы, армия должна посылать обществу прямо противоположные сигналы. Вооруженные силы наконец замечены правительством и стали его финансовым приоритетом. Военный бюджет растет, увеличиваются расходы на закупку техники, обсуждаются планы широкомасштабной военной реформы.

Справедливости ради нужно сказать, что и армия лишилась льгот, которые были заменены компенсациями и повышением довольствия, на что ушла часть прибавки к бюджету. Однако очень сложно полностью оправдать отменой льгот бездеятельность офицеров в деле пресечения неуставных отношений. А уж демарш Трошева - и вовсе нельзя. Возможно, именно рост расходов на армию и близость реформы породили кризис управления в Министерстве обороны, которое привыкло жить на куда более скудные средства. Приоритеты в части расходования средств вызывают вопросы. Например, почему при общем росте затрат на закупку техники в стороне от процесса осталась армейская авиация, износившаяся до предела и несущая потери в Чечне? В результате армия может стать первым кандидатом на "оптимизацию" госрасходов, как чемпион по их нерациональному использованию. Если только никто не вспомнит, что армия - это не только обременительный символ государства.