СОВЕТЫ КОНСУЛЬТАНТА: Какие компании предпочитают западные покупатели


Четвертая статья из цикла, посвященного правилам взаимодействия с фондами прямых инвестиций. Предыдущие были опубликованы 10, 17 и 24 декабря.

В прошедшем 2002 г. западные компании довольно активно приобретали российские бизнесы. Примеры таких покупок широко известны - голландский Heineken купил пивоварню Bravo, швейцарский Nestle - компанию по розливу и распространению воды "Святой источник" и т. д.

Российский ВВП растет уже четвертый год, наш фондовый рынок - один из наиболее быстро растущих в мире, политическая обстановка относительно стабильна, правительство осуществляет юридическую, налоговую, земельную и другие реформы. Одновременно с этим растет покупательная способность населения, российские компании улучшают корпоративное управление, менеджерский состав становится более профессиональным. То есть наша экономика постепенно стабилизируется как на макро-, так и микроуровнях, и это подстегивает интерес западных покупателей к российским бизнесам.

Какие российские компании нравятся западным покупателям? Ответ на этот вопрос поможет российским руководителям и бизнесменам, которые допускают возможность будущей продажи, правильно развить и позиционировать компанию.

По нашему мнению, западных покупателей интересуют прежде всего компании, занимающие лидирующее положение или по крайней мере имеющие значительную долю рынка. Сильный брэнд, компетентный менеджмент, прозрачность юридической структуры, структуры собственности, наличие полной финансовой отчетности и перспективы роста - это также важные аргументы в пользу покупки компании с точки зрения западных покупателей.

Доля рынка. Российская компания, обладающая существенной долей своего рынка, привлекает западные фирмы тем, что после покупки эта доля рынка перейдет к покупателю и послужит платформой для дальнейшего роста в нашей стране.

Сильный российский брэнд. Западный покупатель сможет использовать его для наилегчайшего введения на российский рынок новых продуктов и услуг. Далее, по мере того как наш рынок насыщается товарами и услугами, брэнд станет все более сильным инструментом в борьбе с конкурентами за покупателя.

Команда менеджеров. Для западного покупателя часто важно, чтобы в покупаемой компании остались российские менеджеры, компетентности которых покупатель сможет доверять. А качества, на которых основывается доверие, одинаковы во всем мире - это знание своего бизнеса и рынка, безупречная репутация, способность продолжить рост компании и т. д.

Прозрачность. Покупателю очень важна прозрачность или транспарентность организационной структуры, структуры собственности, финансовой отчетности. Западный покупатель может отказаться от покупки компании с запутанной юридической структурой, неясной или проблематичной структурой собственности или отсутствием аудитированной финансовой отчетности.

Перспективы роста. Приобретая российский бизнес, западный покупатель приобретает платформу для дальнейшего роста в нашей стране (и в регионе). Поэтому покупаемая компания должна обладать либо сильным потенциалом роста, либо успешно работать на быстро растущем рынке и иметь возможность расти вместе с ним.

Как показывает опыт, присутствие легитимного финансового инвестора среди акционеров компании делает компанию более привлекательной для западного покупателя. Например, финансовые инвесторы были акционерами и в Bravo, и в "Святом источнике". Грамотный финансовый инвестор, инвестировавший в российскую компанию на ранней стадии, постепенно делает ее все более привлекательной для покупателя, так как, будучи заинтересован в продаже, активно помогает компании подготовиться к продаже и затем активно работает с покупателями над сделкой. Именно поэтому присутствие инвестиционного фонда с хорошей репутацией среди акционеров служит для западного покупателя положительным индикатором того, что дела в компании поставлены по западным стандартам и что акционеры говорят на одном языке с покупателем.

Авторы - эксперты по инвестициям Delta Capital Management