ОТ РЕДАКЦИИ: Лучше поздно?


Весенняя сессия Госдумы обещает быть веселой. Безусловными хитами станут замаринованные с прошлого года пакеты законов о реформе электроэнергетики, местного самоуправления и власти в регионах, а также - под занавес сессии - либерализация валютного контроля.

Страна замерла в ожидании - второе чтение по энергетическому пакету пройдет 22 января. Это самое главное решение досталось проправительственному большинству почти без боя (если не считать того, что им пришлось подавить сопротивление в своих собственных фракциях и отвращение к авторам "электрической" реформы). Не приходится сомневаться, что работа над законами приобретет античный размах.

Затем народные избранники приступят к переделыванию кремлевского проекта реформы местного самоуправления и правительственного варианта валютной либерализации. На другие великие свершения сил и времени у них уже не останется.

Грустно смотреть, как депутаты выбиваются из сил, чтобы угодить правительству и Кремлю, но все равно не успевают все сделать вовремя. Еще печальнее то, что исполнительная власть, добровольно взявшая на себя полную ответственность за мыслительную деятельность депутатов, не торопится загрузить их продуманными реформаторскими законами. Та же реформа электроэнергетики очень пригодилась бы в прошлом году во время переговоров о вступлении России в ВТО. Законы о реформе ЖКХ были бы особенно дороги, если бы они были приняты и реализованы до того, как в стране стали рваться теплотрассы в десятках регионов. Даже романтическое предложение Жириновского о введении уголовной ответственности за ростовщичество опоздало на несколько лет - где сейчас те банки, которые, как выразился лидер ЛДПР, "жируют за счет миллионов граждан"? Можно только предположить, с чем власти опоздают на сей раз. Валютную либерализацию депутаты будут мучить месяцами. К плану снижения налогов Думу допустят не раньше осени: правительство готовится рассмотреть его в первом приближении в феврале и собирается при этом передраться. Весной кабинет с боями доберется до глобальной военной реформы. Лишь к маю у министров дойдут руки до планов по сокращению госрасходов, от которого зависят и налоговая реформа, и параметры бюджета. А самое печальное то, что отсутствие быстроты в деле законотворчества нельзя оправдывать качеством законов. Их все равно потом придется исправлять.