Как отдыхают в Европе


О, эта Европа! Сколько там музеев, театров, концертных залов! Однако спросите европейца, где он предпочитает проводить свободное время, и ответ его покажется вам удивительным. Дома!

В рамках первого исследования, которое проводила брюссельская компания GfK Ad Hoc Research Worldwide по заказу The Wall Street Journal Europe, было опрошено 22 000 человек из 21 европейской страны. Иными словами, исследователи ознакомились с мнением жителей стран - членов ЕС, некоторых стран Центральной и Восточной Европы, которые присоединяются к ЕС в 2004 г. , а также представителей России, Турции и Румынии.

У них интересовались, как часто они выбираются в рестораны и сколько там тратят. Готовы ли они отправиться в более или менее далекое путешествие, чтобы попасть, скажем, на какой-нибудь фестиваль или другое интересное мероприятие. И как они вообще предпочитают проводить свое свободное время.

Полученные результаты выявили и общие для всех европейцев пристрастия, и несколько любопытных различий. Например, больше всего европейцы любят оставаться дома. "Выход в свет", под которым составители исследования подразумевали поход в ресторан, или в паб, или в дансинг, или в иные места массового времяпрепровождения, неизменно удерживал в рейтинге второе место. Однако в какие именно места - представители разных стран во мнении расходятся. В Испании больше всего любят ходить в кино, финны предпочитают проводить время в спортивных и фитнес-центрах, румыны отправляются в магазины, торгующие товарами для любителей домашнего ремонта и садоводства. Ну а датчане предпочитают культурный досуг и ходят на концерты.

В Британии, Нидерландах и Швеции публика моложе 30, покидая стены жилища, любит просто бродить по городу. Забавно, что Британия - единственная страна (из тех, где проводилось исследование) , в которой, пусть и с минимальным перевесом, число любителей проводить свободное время вне дома превышает число домоседов. Кроме того, 71% опрошенных британцев сообщили, что по меньшей мере раз в месяц отправляются в паб или ресторан.

Чем же объясняется такая любовь британцев к социальному времяпрепровождению? Ответ прост: с одной стороны, это традиция бывать в пабах, с другой - возросшее качество обслуживания в ресторанах.

"Жизнь слишком коротка, чтобы быть рабом, прикованным к плите или кухонной раковине", - считает 28-летняя Софи Конрад, менеджер по маркетингу. Обычно ее рабочий день в лондонской компании Dimension Data длится от 10 до 11 часов.

"Когда я была маленькой, - рассказывает 36-летняя Джулия Томпсон, - поход в ресторан был целым событием". Сейчас она выбирается в ресторан по меньшей мере дважды в неделю и объясняет это тем, что еда в ресторанах и пабах стала гораздо лучше.

В Нидерландах тоже любят проводить свободное время в гуще народных масс. Более половины опрошенных назвали этот способ времяпрепровождения в числе трех любимых видов досуга. "У нас масса самых разных клубов, куда можно пойти пообщаться и потанцевать", - рассказывает 33-летний житель Амстердама Кес ван Мурик.

Любителей поесть в ресторанах больше всего в Греции, Италии и Испании. "Мы - нация гурманов, - говорит Иван Лиарас, 24-летний уроженец города Фессалоники в Греции. - Мы рабы своих желудков". В Греции харчевни и рестораны, рассказывает он, - это места встреч, куда приходят и пообедать, и просто пообщаться. "Сидеть дома и есть одно и то же просто скучно", - добавляет Иван.

Тем не менее во Франции, стране, которая считается родиной haute cuisine, 17% опрошенных заявили, что практически никогда не едят вне дома. Тибо Луве, 25-летний житель города Биарритц, совсем не удивлен, что французы так мало ходят по ресторанам. Они чаще предпочитают приглашать знакомых на обед к себе домой - это часть национальной культуры. "Конечно, пригласить в ресторан - вовсе не предосудительно, - говорит он. - Но когда начинаешь общаться с человеком ближе, то приглашаешь его к себе".

А кто реже всех ходит по ресторанам? Немцы. 60% опрошенных заявили, что выбираются в рестораны и закусочные всего несколько раз в год, а то и реже. Причины? После перехода на евро цены в ресторанах подскочили, люди стали экономить. Кроме того, в небольших городах хороших ресторанов очень мало. Врач Регин Плук, которая живет в городке Ахаус в северо-западной области Германии, жалуется, что в тех краях найти хороший ресторан очень тяжело. Кроме того, по германским законам вождение автомобиля после употребления алкоголя карается исключительно строго, а потому пускаться в достаточно дальнее путешествие, чтобы добраться до хорошего ресторана, немцы не желают. "Пить мы любим, а в ресторане выпить нельзя, - рассказывает доктор Плук, - потому что потом нельзя вести машину. Приходится брать такси, а это уже тяжело".

Впрочем, далеко не все проводят свободное время, предаваясь гастрономическим утехам. В некоторых странах явное предпочтение отдается благородному делу обустройства собственного жилья и собственного участка. Румыны предаются этому занятию с особым рвением: 56% включили его в три наиболее предпочтительных способа проведения досуга. За Румынией следуют Австрия и Швеция - в этих странах, как, кстати, и в США, такое времяпрепровождение предпочитает 40% населения.

"Приятно, когда твой сад зеленее, чем у соседа", - говорит Майкл Бухбауэр, менеджер по маркетингу в венской компании Zimmer, занимающейся поставками садового инвентаря.

При этом из жителей Западной Европы австрийцы реже всех ходят в кино, клубы или в пивные и реже всех выбираются на разного рода культурные мероприятия, если они происходят более чем в двух часах езды от их дома. В ресторанах австрийцы ведут себя так же, как и их соседи-немцы: 89% опрошенных заявили, что тратят там на еду менее 29 евро.

Гюнтер Бишоф, преподаватель истории в австрийском центре бизнеса и коммерции при университете в Новом Орлеане, склонен объяснять это старением австрийского населения. При этом он отмечает, что среди молодых австрийцев любители путешествий встречаются чаще.

Из всех европейцев больше всего любят ходить в кино испанцы: 44% опрошенных в этой стране назвали поход в кино в числе любимых трех способов проведения досуга. При этом билеты в Испании относительно дешевы: по данным Eurostat, средняя цена на билеты в кинотеатр составляет порядка 5 евро - это самые дешевые билеты на территории ЕС.

"В Испании очень популярны голливудские фильмы", - говорит житель Барселоны Хавьер Пратс-Монн. Он работает в Еврокомиссии в Брюсселе и ходит в кино раз в неделю. По его словам, испанцы его поколения (а самому Хавьеру - 47) - заядлые киношники. Пратт-Монн склонен объяснять это привычкой, сформировавшейся у его сверстников в середине 70-х гг. , когда страна переходила на демократические рельсы. Тогда, по его словам, люди часто ходили в кино, где показывали фильмы, воспевавшие свободу.

Спорт и фитнес, как выяснилось, далеко не самые популярные виды досуга. Впрочем, составителям исследования удалось-таки отыскать страны, обитатели которых предпочитают тратить свое свободное время на оздоровление собственного организма. Лидером в этом виде программы стала Финляндия, где 55% назвали спорт любимым видом досуга. За финнами с минимальным отрывом следуют швейцарцы. "У финнов любовь к спорту в крови, - рассказывает Юкка Пеккала, генеральный секретарь финской федерации спорта в Хельсинки. - В прежние времена финнам приходилось вставать на лыжи даже для того, чтобы навестить соседа". И даже сегодня, по его словам, молодежь предпочитает добираться до школы на лыжах.

Спортивные мероприятия, как ни странно, совсем не пользуются популярностью в Западной Европе, а в Центральной и Восточной занимают предпоследнее место. Тем не менее больше всего спортивных фанатов в Швеции - 20%. Столько же их и в Чехии. Гораздо меньше поклонников спорта в России и во Франции: там всего 8% респондентов сообщили, что любят ходить на спортивные мероприятия. А в Венгрии таковых и вовсе 2%.

Посещение концертов - не очень популярное занятие среди европейцев. Более остальных ему привержены жители Дании, Бельгии и Швейцарии. Датчане чаще других готовы предпринять дальнее путешествие, чтобы попасть на концерт или иное культурное мероприятие. Причиной тому могут быть долгие датские зимы. "Датчане любят выбираться из дома, мы стремимся не упустить ни минуты от нашего лета", - рассказывает Урсула Рехнагель, которая работает в Копенгагене в Совете Дании по туризму. (WSJ, 16. 07. 2003, Екатерина Кудашкина)