Инвестор от госбезопасности


Аграрная партия России переживает второе рождение. По данным ВЦИОМ, к августу ее рейтинг поднялся до 4% , а отсюда уже рукой подать до преодоления 5% -ного барьера на выборах в Госдуму. Судя по количеству рекламы, у партии появился крупный спонсор. Источники "Ведомостей" в партии утверждают, что это Алексей Чепа, предприниматель и бывший офицер спецслужб.

АПР создана в 1993 г. Ее бессменным председателем является Михаил Лапшин, с 2002 г. глава Республики Алтай. На думских выборах 1993 г. аграрии получили 7,9% голосов и сформировали в парламенте собственную фракцию. В 1995 г. АПР собрала только 3,7%. Перед выборами 1999 г. в АПР произошел раскол - партия вошла в блок "Отечество - Вся Россия", но часть аграриев решила баллотироваться по спискам КПРФ. Партия выступает за запрет свободной продажи земли сельскохозяйственного назначения.

31 мая пленум ЦК АПР принял решение о самостоятельном участии АПР в думских выборах. Вторым лицом партии к тому времени стал Алексей Чепа, полгода назад занявший пост зампреда АПР, утверждают источники "Ведомостей" в партии. По их словам, в последние годы Чепа является основным спонсором партии.

Чепа возглавляет Фонд дружбы и сотрудничества с Республикой Ангола. Из информационных баз следует, что в 1990-е гг. он последовательно руководил АОЗТ "Аверс", ЗАО "Квонтум Лтд" и АОЗТ "Военно-техническая компания по реализации конверсионной техники и оборудования". С 30 июня 1999 г. до 9 марта 2000 г. Чепа входил в совет директоров банка "Москва". По данным информационной базы "Лабиринт", длительное время одним из совладельцев банка было АОЗТ "Кенинк", чей гендиректор Аркадий Гайдамак в 1996 - 1999 гг. также входил в совет директоров "Москвы". Власти Франции обвиняли Гайдамака в нарушении международного эмбарго при поставке оружия в Анголу.

Чепа заявил "Ведомостям", что его бизнес в основном сосредоточен за рубежом, в том числе в Африке. Но он уверяет, что всю прибыль он инвестирует в Россию. "Я занимаюсь рыбной ловлей в нескольких странах, у меня есть горнодобывающий бизнес, торговый, есть предприятия, производящие удобрения, есть гостиницы, рестораны и магазины", - рассказывает Чепа. Он не назвал ни одной принадлежащей ему компании, только уточнил, что не занимает никаких менеджерских постов.

В АПР Чепа, по его словам, состоит три года. На вопрос о его инвестициях в партию он отвечает: "Я помогаю партии, как могу". Чепа не исключил, что будет баллотироваться в Госдуму по партийному списку.

"Благодаря Чепе за последний год партии удалось сделать для своего развития больше, чем за все предыдущие годы", - заявил член Центрального совета и пресс-секретарь АПР Андрей Холенко. Роль Чепы не афишировалась, поскольку он не привык к публичности "как бывший офицер спецслужб и в связи со спецификой своего бизнеса". Но теперь, по словам Холенко, в партии "обсуждается вопрос о включении Чепы в первую тройку предвыборного списка в качестве представителя одновременно инвестиционного бизнеса и системы госбезопасности".

Только на телерекламу с мая по август, по официальным расценкам "Видео Интернешнл" и "НТВ Медиа", аграрии потратили около $140 000.

С начала года по август рейтинг аграриев, по данным ВЦИОМ, вырос с 2% до 4%. Чепа утверждает, что настоящий рейтинг партии уже составляет "около 6% " за счет сельских избирателей, до которых социологи просто "не доезжают".

Президент Фонда эффективной политики Глеб Павловский считает, что у АПР есть шанс преодолеть 5% -ный барьер. По мнению эксперта, шансы аграриев будут зависеть от их позиционирования перед сельскими избирателями, разочаровавшимися в КПРФ. "На него претендуют "Единая Россия" и левый блок Сергея Глазьева, но его могут взять и АПР", - считает Павловский. А гендиректор Центра политических технологий Игорь Бунин считает, что 4% - пока потолок для аграриев. Он удивлен рекламной активностью АПР в городах и говорит, что ей надо "идти работать в село и использовать другие технологии".

Источник "Ведомостей" в администрации президента утверждает, что Кремль "дал аграриям зеленый свет, чтобы они отнимали голоса у коммунистов". Чепа признает, что консультации в администрации президента были, тем более что "без этого в России не обходится ни одна партия".