Автоконцерны поссорились


Hyundai Motor приостановила переговоры с DaimlerChrysler о совместном производстве грузовых автомобилей. Причиной тому послужил альянс DaimlerChrysler с китайской Beijing Automotive Industry для выпуска в Китае легковых "Мерседесов". В Hyundai считают, что это соглашение нарушает его собственный эксклюзивный контракт с китайской компанией по производству автомобилей.

Предполагалось, что Hyundai Motor и DaimlerChrysler будут владеть СП в равных долях. Также американо-немецкий концерн хотел увеличить принадлежащую ему долю акций Hyundai почти на 4,5% - до 15%. Но теперь будущее сделки на $464 млн под вопросом. В Hyundai были крайне недовольны сделкой DaimlerChrysler с китайской Beijing Automotive Industry. Корейский производитель утверждает, что соглашение на сумму в $1,16 млрд, в рамках которого эти компании должны собирать в Китае "Мерседесы", нарушает его собственный эксклюзивный контракт с Beijing Automotive Industry по производству пассажирских автомобилей.

Переговоры о создании Hyundai и DaimlerChrysler совместного предприятия уже откладывались ранее. В марте этого года они были приостановлены на несколько месяцев из-за затянувшегося обсуждения деталей сделки с профсоюзами корейской компании. Профлидеры выдвинули ряд требований, среди которых были гарантии сохранения рабочих мест. Вместе с тем сейчас представителям обеих сторон уже удалось разрешить многие ключевые вопросы, и результат переговоров должен быть обнародован на этой неделе. Но этому помешал отказ Hyundai продолжать переговоры с DaimlerChrysler. "Мы отложили переговоры с профсоюзом в основном из-за китайской проблемы, - сказал представитель Hyundai Джейк Ян. - Это сложный вопрос. Мы не знаем, когда они возобновятся".

В четверг представители Hyundai провели в Пекине переговоры с Beijing Automotive Industry, на которых обсуждали сложившуюся ситуацию. Ранее на этой неделе корейская компания призвала китайских коллег аннулировать подписанный в сентябре с DaimlerChrysler меморандум о понимании. Представители Hyundai заявляют, что пока рано говорить, когда будет возобновлен проект с американо-немецкой компанией и случится ли это вообще. "Мы должны подождать и посмотреть, как идут дела. В то же время вряд ли стоит ожидать, что проект будет возобновлен в этом году", - сказал Джейк Ян. Представители Daimler-Chrysler отказались комментировать сложившуюся ситуацию.

Аналитики озадачены решением Hyundai, но предполагают, что сделка между корейской и американо-немецкой компаниями все-таки состоится. "Возможны и дальнейшие задержки, но в конце концов они, видимо, договорятся, ведь это нужно и той, и другой компании", - говорит аналитик Daiwa Securities Джоуи Ли.

Альянс DaimlerChrysler и Hyundai, соответственно пятого и седьмого по величине автопроизводителей в мире, существует уже три года. На протяжении почти всего этого времени компании сохраняли между собой дружеские отношения. Некоторая напряженность возникла после того, как DaimlerChrysler объявил о намерении увеличить свою долю в корейской компании до 15%. Это взволновало основных акционеров Hyundai, которые испугались возможной потери контроля над компанией. Чтобы отдалить угрозу, глава Hyundai Чун Мон-ку даже увеличил собственную долю до 4,4%. Американо-немецкая компания - второй крупнейший акционер Hyundai после Hyundai Mobis, которой принадлежит 13,2%. Эта компания аффилирована с корейским автопроизводителем и поставляет ему некоторые части для автомобилей. (FT, 16. 10. 2003, Николай Буланов)