Руководителей Mannesmann оправдали


Суд над бывшими руководителями Mannesmann продолжался с января этого года. Главным обвиняемым по делу был Аккерманн, бывший член наблюдательного совета Mannesmann, в 2000 г. давшего согласие на сделку с Vodafone, а ныне – гендиректор крупнейшего в Германии банка, Deutsche Bank.

Вместе с ним на скамье подсудимых находились еще два члена наблюдательного совета, Юрген Ладберг и Клаус Цвикель, представлявшие соответственно сотрудников Mannesmann и профсоюз IG Metall, а также бывший гендиректор Mannesmann Клаус Эссер, бывший председатель наблюдательного совета Йоахим Функ и бывший директор по персоналу Дитмар Дросте.

Их обвинили в ущемлении интересов компании и ее акционеров, поскольку они одобрили предоставление топ-менеджерам Mannesmann премий и пенсий на общую сумму 150 млн немецких марок ($94 млн по нынешнему курсу). В США подобные суммы вряд ли показались бы кому-нибудь необычными, но в Германии их сочли чрезмерными – здесь топ-менеджеры редко получают более 2 млн евро ($2,46 млн) в год. Многомиллионные вознаграждения, по мнению обвинителей, были взяткой за согласие продать Mannesmann британской компании.

Судья Бригитте Коппенхефер огласила решение суда, объявив, что все шесть подсудимых признаны невиновными в совершении уголовного преступления. Поясняя это решение, Коппенхефер сказала, что суд не занимается оценкой моральной стороны конфликта. “Мы не выносим вердиктов относительно немецкой корпоративной культуры, хотя звучавшие на заседаниях свидетельства многих удивили, – пояснила Коппенхефер. – Конечно, можно не верить тому, что говорили обвиняемые, но и уличить их в обмане нельзя”.

Лично Аккерманн не получил из указанной многомиллионной суммы ничего, тем не менее его вместе с Функом, Цвикелем и Ладбергом обвинили в нарушении своих обязательств как доверенных лиц акционеров, в то время как Эссер и Дросте обвинялись в подстрекательстве к такому нарушению.

Прокуратура настаивала, что менеджеры Mannesmann не выполнили свой долг по грамотному управлению активами компании в интересах акционеров. Очень крупные суммы в рамках этой поощрительной программы получили Функ и Эссер, и обвинители требовали посадить их в тюрьму за попытку обогатиться незаконным путем. Для остальных подсудимых обвинители требовали тюремного наказания с отбыванием срока условно.

Адвокаты подсудимых требовали оправдательного приговора, утверждая, что факт нанесения Mannesmann экономического ущерба не доказан и что выплаты были законным вознаграждением за действия, позволившие увеличить стоимость компании.

Дело Mannesmann вызвало всплеск эмоций у немецкой общественности – Коппенхефер заявила в четверг, что в связи с расследованием ей неоднократно угрожали. Оправдательный приговор существенно упростил положение Deutsche Bank – Аккерманн с января не мог полноценно руководить банком, поскольку все эти месяцы был вынужден являться в суд дважды в неделю. (DJ, 22.07.2004, Александр Силонов)