В “Юганске” новый хозяин


Еще 31 декабря “Роснефть” оплатила покупку “Юганскнефтегаза”, и в тот же день гендиректором предприятия был избран глава “Роснефть-Пурнефтегаза” Владимир Бульба (подробнее см. статью на стр. Б1). Представители нового руководства уже наведались в компанию. “В “Юганске” никто не сопротивлялся нашему приходу и не будет сопротивляться. Все люди на местах, все работает, начали рассчитываться с долгами [перед энергетиками, подрядчиками и “Транснефтью”]”, – рассказывает источник в “Роснефти”.

В начале января новые руководители “Юганскнефтегаза” пришли в “Транснефть”, рассказывает вице-президент транспортной монополии Сергей Григорьев. “Они предъявили документы, подтверждающие их полномочия, и перезаключили договор на транспортировку нефти этого предприятия”, – говорит Григорьев. По его словам, экспортный график “Юганскнефтегаза” на январь остался таким, каким его заявил прежний владелец предприятия – “ЮКОС”.

Член правления “ЮКОСа” Александр Темерко подтвердил, что нефтью “Юганскнефтегаза” теперь полностью распоряжается “Роснефть” и, по его прогнозу, ей будет непросто разместить это сырье внутри России. По словам Темерко, “Роснефть” уже пыталась договориться о поставках с “Юганскнефтегаза” на заводы “ЮКОСа” в Самарской области и на его же Ангарскую НХК. “Но у нас сейчас заводы затоварены нефтью, ведь мы не можем платить экспортную пошлину из-за ареста счетов и поэтому много поставляем на внутренний рынок, – поясняет он. – Поэтому мы не сможем в ближайшее время брать у них нефть”.

“Юганскнефтегаз” экспортирует около 1,5 млн т нефти в месяц, а еще около 3 млн т сырья “Роснефти” придется размещать на внутреннем рынке. Весь объем свободного рынка нефти в России не превышает 3–4 млн т. Впрочем, источник в “Роснефти” утверждает, что у компании нет существенных трудностей со сбытом сырья “Юганскнефтегаза”.

Аналитики сомневаются, что проблемы со сбытом нефти “Юганска” могут серьезно повлиять на рынок. Аналитик “Совлинк Секьюритиз” Лев Сныков говорит, что оставшихся у “ЮКОСа” добывающих мощностей вряд ли хватит для 100%-ной загрузки его НПЗ. “Так что юганская нефть по-прежнему будет перерабатываться на этих заводах, а какая-то часть – продаваться на рынке”, – говорит эксперт. По его мнению, если у “Роснефти” сейчас есть проблемы со сбытом, то речь идет о каких-то сезонных факторах или же “ЮКОС” не может договориться с “Роснефтью”, которая, следуя государственным интересам, хочет оставить больше нефти внутри страны.

Самому “ЮКОСу” тем временем приходится все хуже. Как рассказал “Ведомостям” сотрудник “ЮКОСа”, приказом президента компании Стивена Тиди численность персонала управляющей компании холдинга – “ЮКОС-Москвы” с 1 января сокращена на 55%. “У компании просто нет денег, чтобы платить всем сотрудникам”, – пояснил он. По его словам, до сих пор в “ЮКОС-Москве” работало около 1400 человек. По закону всем увольняемым должны выплатить выходное пособие в размере трехмесячного оклада. Как говорит собеседник “Ведомостей”, зарплата за декабрь была выплачена, но, что будет дальше, пока не ясно.

Неудивительно, что в такой ситуации команда начинает покидать корабль. Венгерская нефтегазовая компания MOL объявила 6 января, что вице-президент “ЮКОС-ЭП” по разведке и новым разработкам Рей Леонард с 1 января работает в MOL в должности руководителя международных проектов по добыче нефти. Кроме того, еще в прошлом году в отставку подал глава “ЮКОС РМ” Петр Золотарев, а Михаил Трушин покинул правление компании, сохранив за собой пост председателя совета директоров “ЮКОС-Москвы”.