$5,5 млрд за чужие грехи


Вчера котировки ADR “ВымпелКома”, которые росли с начала года благодаря успешному разрешению конфликта с налоговиками, обвалились на 5%. Так инвесторы отреагировали на заявление “ВымпелКома” о том, что его казахская “дочка” “КаР-Тел” получила от турецкого Фонда страхования вкладов требование заплатить $5,5 млрд казначейству Турции.

Гендиректор “ВымпелКома” Александр Изосимов уверен, что это недоразумение. “Мы не могли просмотреть такую сумму при проведении экспертизы сделки по покупке “КаР-Тел”, – говорит Изосимов, добавляя, что “КаР-Тел” уже обратилась с ходатайствами в консульство Турции в Алма-Ате и казахский Минюст, который передаст возражения компании Минюсту Турции. В “КаР-Тел” также разводят руками.

Возможно, источник проблемы – в прошлом казахского оператора, 60% акций которого, по словам гендиректора “КаР-Тел” Константина Маркова, ранее принадлежали двум турецким компаниям – Telsim и Rumeli, которыми владела семья Узан. Этот клан, недавно один из самых влиятельных в Турции, после кризиса 2001 г. подвергся преследованиям и был обвинен в многочисленных нарушениях.

Агентство по банковскому регулированию и надзору Турции выяснило, что Узаны вывели из принадлежавшего им Imar Bank $5,7 млрд — почти столько же, сколько требуют от “КаР-Тел”. В результате активы Узанов, включая Telsim, были арестованы и переданы в управление Фонда страхования сберегательных вкладов. А к ноябрю 2003 г., по словам Маркова, миноритарные акционеры “КаР-Тел” в надзорной коллегии Верховного суда Казахстана добились от Telsim и Rumeli продажи их долей в операторе казахским партнерам. Связаться с Telsim и представителями фонда вчера не удалось.

Заплатить $5,5 млрд “КаР-Тел” не в состоянии. “Мы компания другого размера”, – говорит Марков. В любом случае ни “КаР-Тел”, ни “ВымпелКом” ничего платить не собираются, заявили “Ведомостям” Марков и директор по связям с общественностью “ВымпелКома” Михаил Умаров. “ВымпелКом” купил “КаР-Тел” после завершения этой истории и не обязан отвечать по долгам”, – говорит Марков.

“По турецкому праву фонд может предъявить требования к любой из компаний, входивших в подконтрольную Узанам группу, включая и “КаР-Тел”, – говорит управляющий партнер юридической фирмы “Вегас-Лекс” Альберт Еганян. – Но без доброй воли правительства Казахстана добиться исполнения этого требования будет весьма затруднительно”. К тому же, добавляет партнер юридической компании Gide Loyrette Nouel в Казахстане Гийом Руже-Бриер, запутанная структура группы Узанов может помешать фонду обосновать свои претензии к “КаР-Тел”. Он не исключает, что конфликт будет улажен на уровне правительств Турции, России и Казахстана.

“Мы надеемся, что ситуация разрешится безболезненно для “ВымпелКома”, – говорит замдиректора департамента Мининформсвязи Александр Паршуков.

Российские аналитики не видят в этой истории угрозы для “ВымпелКома”. “В худшем случае он потеряет деньги, вложенные в “Кар-Тел”, – считает аналитик МДМ-банка Сергей Резник. 100% акций казахской компании обошлись “ВымпелКому” в $350 млн, а также $75 млн обязательств по долгам “КаР-Тел”. Падение акций “ВымпелКома” на 5% старший аналитик “Атона” Надежда Голубева объясняет тем, что “рынок вычел из стоимости “ВымпелКома” цену “КаР-Тел”. Но на самом деле турецкий фонд просто запугивает “ВымпелКом” в надежде получить “хотя бы какие-то отступные”, полагает Резник.

В “Альфа-Телеком” комментировать ситуацию в Казахстане отказались, а связаться с представителями Telenor вчера не удалось.