Агрессивный “Гурман”


Председатель совета директоров “Гурмана” Руслан Пашков потребовал от крупнейших российских мясокомбинатов прекратить использование брэнда “Гурман”. Как сообщил “Ведомостям” юрист “Гурмана” Олег Корниенко, в конце ноября и начале декабря компания направила письменные претензии о незаконном использовании товарного знака “Гурман” мясокомбинатам “Черкизовский” и “Микояновский”, а также московской компании “Вкус гурмана С”, которая производит булочки “Гурман”. По словам Корниенко, первоначально срок ответа был установлен 3 января, после чего компания планировала подать на “Черкизовский” и “Микояновский” иски в московский арбитражный суд. “Ответа от компаний “Гурман” не получил, но мы решили не обострять отношения и в конце прошлой недели направили еще одно, последнее, предупреждение со сроком ответа в течение 10 дней”, – говорит юрист.

Пашкову уже удалось запретить использование принадлежащего ему брэнда московским мясокомбинатам “Царицыно” и “Митэкс плюс”. “После того как мы подали в московский арбитражный суд, эти компании пошли на мировое соглашение и обязались больше не использовать слово “гурман” в своей продукции”, – рассказывает Корниенко. Помимо мясокомбинатов, “Гурман” начал атаку и на другие компании. “В ноябре от использования спорного брэнда отказался польский производитель приправ – компания Cikoria, сейчас мы ведем переговоры с новороссийским “Красным двигателем”, который производит посуду под маркой “Гурман”, – говорит юрист.

В “Царицыно” и “Митэкс плюс” “Ведомостям” подтвердили, что после обращения Пашкова перестали писать на своей продукции слово “гурман”. “Но никакого судебного разбирательства с Пашковым у компании не было, и мы не выпускали колбасу под маркой “Гурман”, – говорит директор по маркетингу группы “Царицыно” Виталий Панферов. – Это слово мы использовали только для придания продукции привлекательности”. По словам консультанта по финансово-экономическим и правовым вопросам “Митэкс плюс” Елены Кордонец, ее компания предпочла судебным разбирательствам мировое соглашение. Но компания намерена продолжить спор позже, заручившись поддержкой остальных игроков рынка. “Митэкс” планирует, объединившись с другими мясокомбинатами, добиться признания слова “гурман” общеупотребительным термином и лишить марку патентной защиты.

Впрочем, никто из опрошенных “Ведомостями” представителей мясокомбинатов не планирует вступать в затяжной конфликт с Пашковым. Директор по маркетингу АВК “Эксима” (владеет Микояновским мясоперерабатывающим заводом) Андрей Хижняк заявил, что колбасу под маркой “Гурман” мясокомбинат перестал выпускать еще в ноябре. “Но не из-за претензий Пашкова, которые мы не получали, а из-за того, что колбаса плохо продавалась”, – говорит Хижняк. Представитель “Черкизовского” (на мясокомбинате производят ветчину “Гурман”) заявил, что официальных претензий комбинат не получал, и от дальнейших комментариев отказался. По словам Корниенко, если “Микояновский” действительно прекратил использование марки “Гурман”, то компания не станет подавать иск в суд.

Даже если мясокомбинаты попытаются отменить регистрацию “Гурмана”, шансы у них очень невелики, считает директор юридической компании “Усков и партнеры” Вадим Усков. Он не видит оснований для признания слова “гурман” общеупотребительным. Впрочем, по мнению Ускова, законодательство позволяет “свалить” любой брэнд другими способами. Например, можно найти компанию с названием “Гурман”, давно выпускающую какие-нибудь мясные продукты. Тогда от имени этой компании, если она была зарегистрирована раньше, чем товарный знак “Гурман”, можно оспорить права Пашкова и отменить регистрацию товарного знака, говорит Усков.