Equant ликвидируют


Вчера France Telecom объявила, что уведомила наблюдательный совет и правление Equant о своем желании выкупить все акции этой компании. За 45,8% акций “дочки” FT предлагает их владельцам 564 млн евро ($730,6 млн). Эта цена складывается из стоимости самих акций (из расчета 4,2 евро за акцию) и премии в размере 16,7% к цене, по которой закрылись торги в минувшую пятницу. В FT предупреждают, что сделка состоится не ранее мая – до этого ее предстоит одобрить акционерам обеих компаний, а также правлению и наблюдательному совету Equant. Кроме того, FT согласилась предоставить Equant заем в 250 млн евро ($323,9 млн), который поможет компании погасить долги, срок выплаты по которым истекает в 2006 г.

“Самостоятельное положение Equant нас больше не устраивает”, – говорит финансовый директор FT Мишель Комб. В ответ Equant выпустила вчера пресс-релиз, в котором сообщила, что получила предложения своего основного акционера и уже сформировала комитет из трех независимых директоров, которому предстоит оценить сделку.

Получать прибыль Equant перестала в 2000 г. В это время к Интернету стало подключаться все больше крупных корпораций, тарифы начали падать, а Equant – все заметнее уступать рынок конкурентам, в частности операторам группы British Telecom. В 2003 г. чистый убыток Equant составил $499 млн.

Как объяснил “Ведомостям” представитель департамента по связям с прессой FT Бертран Дероншен, речь не идет о ликвидации всего бизнеса Equant. По его словам, FT предлагает ликвидировать лишь голландскую управляющую компанию Equant N.V., а ее активы передать под управление специального подразделения FT. “Наша стратегия состоит в том, чтобы создать интегрированного оператора, который будет ориентирован на потребности клиентов”, – объясняет Дероншен. В 2003 г. FT уже приобрела доли миноритариев в GSM-операторе Orange, а в 2004 г. – в интернет-сервис-провайдере Wanadoo.

По мнению Дероншена, грядущая реорганизация не окажет существенного влияния на бизнес подконтрольных Equant операторов, в том числе и российского “Экванта”. “Российский “Эквант” станет частью новой структуры, в остальном ничего существенного не произойдет”, – говорит он. Не ожидают больших перемен и в самом “Экванте”. “Для нас это уже четвертая смена акционеров, и ни разу это нам не вредило”, – напоминает гендиректор российской компании Татьяна Прохорова. До Equant владельцем “Экванта” был Global One, а еще прежде – SRPINT. “Некоторые внутренние процедуры, возможно, изменятся, но стратегия – вряд ли”, – считает она. Российский “Эквант” развивается весьма динамично – доходы компании за 2001–2004 гг. удвоились, и акционеры вряд ли захотят разрушать этот бизнес, считает Прохорова.

Эксперты, напротив, надеются, что смена собственника направит стратегию “Экванта” в нужное русло. “Во всем мире Equant активно использует IP-технологии, в России же существенно большая доля выручки “Экванта” приходится на традиционные услуги”, – говорит аналитик, пожелавший сохранить анонимность. По его мнению, под прямым управлением FT “Эквант” сможет наконец-то получить поддержку для реализации крупномасштабных инвестиционных проектов.

“Сейчас клиенты “Экванта” – в основном компании глобального масштаба с разветвленными филиальными сетями, клиентов среднего размера у оператора практически нет”, – отмечает аналитик iKS-Consulting Татьяна Толмачева. Это, по ее мнению, замедляет динамику развития “Экванта” по сравнению с конкурентами. В 2004 г. доходы “Экванта” от предоставления услуг связи в номинальных ценах выросли примерно на 14%, тогда как в среднем по рынку фиксированной связи рост составил около 25%, говорит Толмачева.

“Российский “Эквант” не вышел на массовый рынок, а обслуживает лишь крупных клиентов, которых мало, – согласен вице-президент “Корбины телеком” Александр Малис. – В последнее время мы редко сталкиваемся как конкуренты”. А руководитель подразделения маркетинга и развития продуктов Golden Telecom Федор Крупянский отмечает, что с его компанией “Эквант” конкурирует только на рынке корпоративных сетей. В компаниях затрудняются оценить, как может изменить эту ситуацию объявленная FT реорганизация. “Скорее речь идет об обычной оптимизации финансовых схем, – считает Малис. – Не думаю, что это имеет какое-либо отношение к операционной деятельности”. (Использованы материалы Dow Jones Newswires.)