Нужна амнистия

Б.Володин

На последнем заседании правительственного совета по конкурентоспособности бизнесмены раскритиковали действия налоговых органов. По данным самой налоговой службы, за девять месяцев 2004 г. российским компаниям было доначислено 470 млрд руб. налогов за предыдущие годы, при том что доначисления за весь 2003 г. не превысили 150 млрд руб. Многомиллиардные налоговые претензии к “ЮКОСу” привели к коллапсу нефтяного гиганта, а в декабре котировки “ВымпелКома” рухнули после того, как компания объявила о том, что налоговики выписали ей счет за 2001 г. на 4,4 млрд руб. Бизнес абсолютно не доверяет власти, констатировал председатель правления РАО ЕЭС Анатолий Чубайс, предположив, что от “изысканий” налоговиков уже пострадало около трети российских компаний.

Премьер Михаил Фрадков отреагировал на возмущенные реплики, поручив министру финансов Алексею Кудрину создать рабочую группу по реформированию налогового законодательства, в которую войдут и представители бизнеса, рассказывает секретарь совета по конкурентоспособности Владимир Миловидов. А министр экономического развития Герман Греф попросил членов совета как можно скорее присылать ему свои предложения по налогам.

Предприниматели не заставили себя ждать. Свои предложения в Минфин и Минэкономразвития уже направил председатель совета директоров “Сибмашхолдинга” Юрий Карапачинский. Идей у Карапачинского две: провести налоговую амнистию и резко снизить налоговое бремя на средний бизнес. Он предлагает амнистировать “налогоплательщиков, плательщиков сборов, таможенных платежей по уплате [...] всех налогов, сборов, таможенных платежей, соответствующих пеней и штрафов за налоговые периоды до 1.01.2005”. “Налоговая амнистия во всех странах применяется не как послабление, а как вынужденная мера, которая способна повысить собираемость налогов”, – констатирует зампред налогового комитета РСПП Сергей Беляков. По его словам, РСПП полностью поддерживает идею Карапачинского.

Одновременно, по мнению Карапачинского, следует резко расширить круг компаний, которым разрешено применять упрощенную систему налогообложения: этот режим должен распространяться на компании, в которых работает до 1000 сотрудников (сейчас – до 100) и доходом до 600 млн руб. (сейчас – до 15 млн руб.). Компании, перешедшие на упрощенку, платят вместо всех налогов всего один – либо 6% с оборота, либо 15% с прибыли.

А другой крупный предприниматель предложил подчиненным Кудрина и Грефа подумать над амнистией участников приватизационных сделок. Как он пояснил “Ведомостям” на условиях анонимности, речь идет о внесении поправок в Гражданский кодекс, которые ограничат срок давности по оспариванию последствий ничтожной сделки с 10 до 3 лет со дня ее исполнения. Если бы эта норма в ГК действовала с начала века, то, например, такие громкие дела, как деприватизация Котласского ЦБК и Усть-Илимского ЦБК, а также дело “Апатита”, были бы невозможны.

Предприниматели солидарны со своими коллегами. “Надо подвести черту и строить новую жизнь, а не душить бизнес”, – говорит председатель совета директоров компании “Вимм-Билль-Данн” Давид Якобашвили. “Амнистия с этого года – это, наверное, радикальное решение, но какие-то годы обязательно надо забыть”, – говорит другой предприниматель, который может войти в состав группы Кудрина.

Но чиновники от поступивших идей не в восторге. Начальник налогового отдела Минэкономразвития Виталий Прокаев считает неправильным проводить повальную налоговую амнистию. Многие предприятия в 90-е гг. честно платили налоги, даже через “не могу”. “По отношению к ним поблажки неплательщикам в виде налоговой амнистии абсолютно неверны, – считает чиновник. – Разумнее разбираться в каждом конкретном случае”. Руководитель экспертного управления президента Аркадий Дворкович возражает против перехода всех предприятий малого и среднего бизнеса на упрощенку. “Организация с численностью под 1000 человек вполне может себе позволить вести нормальный бухгалтерский учет”, – объясняет он. А директор департамента Минфина Алексей Саватюгин считает возможным сократить срок давности с 10 до 8 лет, “так как большинство залоговых аукционов были в конце 95-го – начале 1996 г., а собственно они и являются предметом особо пристального внимания правоохранительных органов, Счетной палаты и фискальных органов”.

“Видимо, во второй половине февраля совет по конкурентоспособности рассмотрит вопрос совершенствования налогового законодательства”, – поясняет Миловидов. “Эти предложения – предмет долгой и тяжелой дискуссии”, – заключает руководитель Федеральной службы по финансовым рынкам Олег Вьюгин.