Бонус от Дерипаски


На АЦБК работает около 7000 человек. В декабре 83 из них обратились к руководству комбината, его акционерам, профком и в областную инспекцию по труду с жалобой на то, что их лишили новогодней премии. “В качестве новогоднего подарка от работодателя мы были лишены ежемесячной премии, в результате чего заработная плата снизилась от 20% до 50% в зависимости от подразделений”, – говорится в письме работников, копия которого имеется в распоряжении “Ведомостей”. Над ними сжалился только “Базовый элемент”. Сегодня в ДК “Дружба” в городе Новодвинске представители “Базэла” собираются вручить каждому из подписантов по 5000 руб. Об этом сообщил “Ведомостям” источник, близкий к “Базэлу”.

За последние два года “Базэл” скупил 33% акций АЦБК. Владелец компании Олег Дерипаска давно заявлял, что хотел бы получить контроль над этим комбинатом, но основным собственникам удается противостоять этому. Но собеседник “Ведомостей” утверждает, что его компания просто оказывает помощь обделенным работникам АЦБК. “Мы могли бы помочь и большему количеству [работников АЦБК], – поясняет источник, близкий к “Базэлу”. – Но просили об этом порядка 80 человек”.

А вот пресс-секретарь АЦБК Милена Авада считает действия миноритарного акционера не проявлением доброты, а провокацией, направленной на дестабилизацию работы комбината. “Они действуют, как большевики: горстка людей пытается использовать народные массы, чтобы совершить переворот и перехватить власть”, – говорит Авада.

Профсоюз АЦБК недоволен “Базэлом”. “Поводов для трудовых споров нет. Размер выплаченной зарплаты полностью соответствует закону и положению о премировании АЦБК”, – заявила председатель профсоюза АЦБК Нина Кузнецова. Она поясняет, что зарплата работников АЦБК состоит из двух частей – фиксированного оклада и премии, которая зависит от производственных показателей. “В ноябре и декабре одна из картоноделательных машин была на реконструкции, поэтому премии оказались ниже, чем обычно: не 60%, а 48% от зарплаты”, – говорит Кузнецова. Утверждения о снижении суммарной зарплаты на 20–50% она называет ложью. По мнению Кузнецовой, “Базэл” попытается создать из 1% обиженных работников альтернативный профсоюз.

Гендиректор консалтинговой HR-partners Галина Мельникова тоже считает, что “Базэл” не бескорыстно решил провести эту акцию. “Если бы цель была помочь людям, решение о премировании надо было провести через совет директоров или правление, – говорит Мельникова. – Когда миноритарный акционер платит бонусы отдельным людям, это выглядит как популистская мера для того, чтобы склонить на свою сторону часть трудового коллектива”.

Гендиректор компании “ПромКонсалт-Инвест” Николай Яровой называет бонусы от миноритариев оригинальным приемом корпоративной войны. “Это не поможет получить контроль над комбинатом, но склонить трудовой коллектив на свою сторону всегда важно”, – говорит Яровой. Он отмечает, что до сих пор в корпоративных конфликтах работники чаще всего привлекались для организации пикетов или баррикадирования административных зданий. Топ-менеджер крупной ФПГ, имеющий опыт PR-сопровождения многих корпоративных конфликтах, называет выплату бонусов работникам со стороны миноритарного акционера новаторским ноу-хау в корпоративной войне. “Чтобы получить контроль над предприятием, помимо решений судов и параллельных собраний акционеров немаловажно заручиться поддержкой трудового коллектива, особенно если хочешь удержать этот контроль и в дальнейшем”, – отмечает он.