НОВИНКИ КНИЖНЫХ РАЗВАЛОВ: Как раз вовремя


Можно ли поверить в то, что книга по менеджменту, изданная в позапрошлом веке, заложила основу лидерства ведущей компании мира века нынешнего? Можно, если прочитать труд профессора Джеффри Лайкера, посвященный компании Toyota. Оказывается, в основе философии компании лежит книга Сэмюэля Смайлза Self-Help: With Illustrations of Character, Conduct and Perseverance (New York: Harper & Brothers, 1860), воспевающая такие добродетели, как трудолюбие, бережливость и самосовершенствование. Книга посвящена великим изобретателям, в частности Джеймсу Уатту, создателю паровой машины. Один экземпляр хранится под стеклом в музее на родине основателя фирмы Сакити Тоеда, прозванного в Японии “королем изобретателей”.

Джеффри Лайкер не просто окунулся в историю, представляясь “страстным поклонником компании”. Он обнаружил массу интереснейших фактов, проливающих свет на философию Toyota. Кто бы мог предположить, что создатель производственной системы Toyota Тайити Оно часто ставил менеджера не в угол, а в круг, точнее, в центр круга, нарисованного мелом в цеху, с необычной просьбой: “Встаньте в круг, наблюдайте за процессом и думайте”. И менеджеры по восемь часов стояли в этом магическом кругу, рассказывая затем Оно о том, что они видели вокруг. Другой пример о стиле лидерства бывшего президента Toyota Сойтиро Тоеда. Он прибыл в США в 70-е годы с визитом, и эпизод в дилерском центре Toyota запомнился всем навсегда. Когда туда поступила машина с неисправной коробкой передач, “доктор Тоеда в своем отглаженном костюме подошел к механику и начал с ним беседовать, потом подошел к масляному поддону, в который тот слил масло из коробки, закатал рукав, сунул руку в масло и вытащил немного металлической стружки. Он положил эту стружку на тряпку, обсушил ее и положил в карман, чтобы отвезти в Японию для проверки”.

Что еще обнаружил в Toyota Лайкер-исследователь? Новую систему менеджмента. “Взяв ее в руки, – считает он, – любой менеджер, руководит он рабочими или инженерно-техническим персоналом или работает в сфере производства или сфере услуг, узнает, каких поразительных перемен можно добиться за счет устранения потерь времени и ресурсов; встраивания качества в систему организации рабочего места; поиска дешевых и надежных альтернатив новым дорогим технологиям; создания культуры, предполагающей обучение и непрерывное совершенствование”.

Принципы менеджмента Toyota, по убеждению Лайкера, не просто совокупность инструментов бережливого производства: все элементы этой сложной философии – “система “точно вовремя”, ячейки качества, система “5С” (сортируйте, соблюдайте порядок, содержите в чистоте, стандартизируйте, совершенствуйте), канбан и т. п. – функционируют как части единого целого”. Что еще отличает подход Toyota? Профессор обнаружил, что в компании используют предельно простые показатели. Руководители Toyota считают, что гораздо важнее, чтобы эта система стимулировала решение проблем и поддерживала ориентацию на процесс.

В 1930-е гг. руководители Toyota, выпускавшие простой грузовичок, проштудировали книгу Генри Форда Today and Tomorrow (1926) и отправились в Америку на заводы Ford и GM. Теперь результаты этих компаний на фоне Toyota, как недавно писали “Ведомости”, выглядят очень скромно: по показателю чистой прибыли она превосходит обе фирмы, вместе взятые. Может быть, руководителям Ford и GM стоит проштудировать эту книгу, а заодно порекомендовать ее руководителям российских автозаводов? Несомненно. Особенно если вспомнить высказывание американского обозревателя Уилла Роджерса, подходящее и для России: “У нашего народа есть характерная черта – все приедается ему с головокружительной быстротой. Мы все время бросаемся из одной крайности в другую”.