Не любо, но дорого


Английские критики почитают Люсьена Фрейда как живого классика, публика его недолюбливает. На только что проданном на аукционе портрете изображена голая и беременная топ-модель и актриса Кейт Мосс в натуральную величину. Позировать Люсьену Фрейду она напросилась три года назад в одном из журнальных интервью. И ее не смутило, что художник требовал присутствия на сеансах в течение шести месяцев и что портреты Фрейда никогда не льстят моделям. Так, мир однажды удивил его парадный портрет британской королевы Елизаветы II, в описании которого журналисты соревновались в остроумии, находя у царственной особы то шею регбиста, то челюсть мужлана. Но королева не обиделась – слишком серьезна была репутация художника: редко кто из ныне живущих живописцев удостаивается таких лестных эпитетов и таких гонораров, как Люсьен Фрейд.

Славу его нельзя объяснить, например, погоней за знаменитостями – они сами ищут его внимания. А ранние работы Фрейда с изображениями его родственников и никому не известных детей ценятся художественно и материально часто выше произведений последних лет. Художник не устает говорить, что пишет только своих хороших знакомых, видимо, иначе не надеется достичь психологической глубины в раскрытии характеров портретируемых. Непривлекателен на умеренно реалистических картинах Фрейда и цвет, его палитру даже можно назвать неприятной. Но все же успех не изменяет ему ни в творчестве, ни в жизни.

Он родился в Берлине в 1922 г., но вскоре семья переехала в Лондон, где Люсьен учился и откуда ушел воевать. Дедом его был Зигмунд Фрейд. Это дало повод для утверждения журналистского штампа – редкое упоминание о художнике обходится без шутки, что только в глубинах психоанализа можно отыскать разгадку его популярности на арт-рынке и у женщин. Три года назад один из британских журналов опубликовал список самых желанных женихов страны, и Фрейд уступил в нем только юному принцу Гарри. А последняя подружка художника моложе его на 50 лет.

Очевидно, российский аналог Люсьену Фрейду – Зураб Церетели, тоже завидный жених и небедный человек, с годами не теряющий творческой активности и жизнелюбия. Церетели тоже не льстит своим моделям, и его феноменальный успех также нельзя объяснить художественными достоинствами его картин и скульптур. Что же до отечественных знаменитых портретистов, то Шилов, Глазунов и Никас Сафронов могут получать за свои шедевры миллионы только в рублях. (Шилов, кстати, свои произведения Москве все чаще дарит.) И никому из них не светит большая персональная выставка в главных музеях мира. А вот 80-летие Фрейда персоналкой справила и британская Tate, и лос-анджелесский музей. В знаменитом частном музее Wallace Collection, где хранятся произведения Рембрандта и Тициана, есть работы только одного современного художника – Люсьена Фрейда. И этот факт тоже подчеркивает его славу.

Вчерашнюю продажу “Портрета обнаженной 2002” формально нельзя считать рекордной. Самую большую сумму заплатил за произведение ныне живущего художника американский шоу-магнат Дэвид Геффен. Работа Джаспера Джонса стоила ему $40 млн. Но, по сведениям влиятельнейшего журнала Art News, в топ-десятку самых дорогих современных художников, где числится и Фрейд, входят те, кто продает свои картины за несколько миллионов долларов. Ценовой диапазон Фрейда – $2–4 млн. И это еще раз доказывает, что реализм не умер и по-прежнему дорог многим.