ВЕКТОР


Забыли про IT

В новом законопроекте об особых экономических зонах (ОЭЗ), разработанном Минэкономразвития и направленном на утверждение правительства, забыли предусмотреть льготы для IT-индустрии. Вчера чиновники Мининформсвязи пожаловались аналитикам, что два типа зон, предусмотренных в проекте, позволяют пользоваться льготами исключительно компаниям, занятым материальным производством, а не офшорным программированием.

Дело в том, что объем созданной интеллектуальной собственности невозможно подсчитать, а соответственно, и определить, с какой базы снимать налоговую нагрузку. По этой же причине проект закона не дает возможности доказать и факт экспорта, чтобы возместить НДС. Кроме того, офшорные программисты не смогут попасть под снижение ставки единого социального налога, так как он привязан к территории ОЭЗ, а обычно они создают продукт у себя дома, находясь в разных регионах. Заставить их переехать жить в одно место со своими семьями – сложная и технологически ненужная задача.

Эта даже не налоговая, а административная проблема может затормозить развитие офшорного программирования на несколько лет, и наши компании не смогут достичь обещанных в концепции головокружительных цифр в $40 млрд доходов, потому что “инновационный прорыв” подготовлен вовсе не для них. Впрочем, в Мининформсвязи пообещали попробовать внести необходимые поправки, однако пока не знают какие. Ведь проект уже в правительстве, а на его повторное согласование может уйти и несколько лет, что вовсе не на руку IT-отрасли.

Аукцион для избранных

Вчера члены Нефтяного клуба Санкт-Петербурга обратились в антимонопольные органы с жалобой на политику местных властей по распределению участков под строительство АЗС. По мнению бензоторговцев, Смольный привечает крупные компании, а безусловным фаворитом питерских чиновников стал “ЛУКОЙЛ”.

Условия намеченных на март тендеров на право аренды 56 участков в Северной столице и вправду вызывают недоумение. Особенно выделяется лот из 30 участков. Стартовая цена на него составляет $10 млн, но на этом расходы желающих купить этот участок не заканчиваются. Победитель обязан задепонировать на банковском счете 300 млн руб. на два года. Эти деньги перейдут в бюджет, если победитель не поспеет со строительством заправок, на которое по местному законодательству отводится не более двух лет. Кроме того, только в течение 2005 г. новый владелец участков должен выплатить налоги в бюджет Санкт-Петербурга на сумму 2 млрд руб., из них 100 млн – за счет продажи ГСМ.

Вполне понятно, что потратить разом столько денег способна только крупная нефтяная компания. При этом у нее либо должна быть значительная сеть заправок в городе, с которой она и будет платить налоги, либо компании придется регистрировать специального трейдера, для того чтобы соответствовать требованиям местных властей. Очевидно, что такие препоны могут отпугнуть не только мелких бензоторговцев, но и некоторые нефтяные холдинги. Вполне понятно желание Смольного привлечь в город солидных инвесторов, но лучше бы чиновники добивались этого более рыночными методами, создавая для таких компаний привлекательные условия.