Не надо радикализма


В декабре замруководителя аппарата правительства Михаил Копейкин предложил премьеру Михаилу Фрадкову с 2006 г. снизить налог на добавленную стоимость (НДС) до 13%. По мнению чиновника, высвободившиеся средства бизнес инвестирует в производство и это ускорит рост экономики на 0,5–0,8% в год. А 316 млрд руб., потерянные бюджетом из-за снижения НДС, чиновник предложил взять в стабфонде, размер которого на 1 февраля достиг 647 млрд руб.

Идея Копейкина не нашла понимания у Минфина. Замминистра финансов Сергей Шаталов предупредил, что такое использование стабфонда лишит страну “подушки безопасности”.

А теперь на сторону Шаталова встал Международный валютный фонд (МВФ), миссия которого работала в Москве с 9 по 15 февраля. В конце визита глава миссии Пол Томсен и руководитель представительства МВФ в России Матес Невен изложили вице-премьеру Александру Жукову аргументы против снижения НДС до 13%. В записке, подготовленной экспертами МВФ, прогнозируется, что бюджет потеряет в 2006 г. доходов на 1,5% ВВП (свыше 300 млрд руб.), при этом собираемость НДС вырастет в лучшем случае на 0,1–0,2% ВВП. А в случае снижения цен на нефть до $20/барр. в бюджете образуется дефицит в 4% ВВП. “В результате роста дефицита бюджета и располагаемого дохода усилится инфляционное давление, способствующее дальнейшему укреплению курса рубля в реальном выражении, и возрастет импорт”, – подчеркивается в записке. Это пагубно скажется на темпах экономического роста и помешаетснизить инфляцию, заключают эксперты фонда.

Разговор в Белом доме касался разных аспектов экономической политики, поясняет сотрудник представительства МВФ в Москве. “Нынешняя бюджетная политика не способствует достижению целевых ориентиров по инфляции, а [радикальное] снижение ставки НДС усугубит ситуацию”, – говорит он.

Аргументы МВФ не убедили Копейкина. Он говорит, что в записке много противоречий и не представлены расчеты. “Но главное – [Немен и Томсен] не смогли ответить, какими краткосрочными инструментами можно стимулировать экономический рост”, – разочарован чиновник. Жуков, рассказывает другой чиновник правительства, сказал гостям, что сейчас рассматриваются два варианта: снижение НДС до 13% или до 16% с ликвидацией льготной ставки 10%. Второй вариант чреват социальными последствиями, так как может привести к росту цен, а при реализации первого бюджет может недосчитаться 350 млрд руб. Жуков сказал собеседникам, что дискуссия в правительстве еще не завершена. По словам чиновника, самому Жукову “скорее ближе позиция Минфина”. Окончательное решение относительно ставки НДС в 2006 г. правительство должно принять в марте.

МВФ, по словам сотрудника фонда, тоже выступает за введение единой ставки в 16%, а негативные социальные последствия советует компенсировать с помощью целевых субсидий малоимущим.

“Это традиционная позиция МВФ: когда экономика разогревается, нельзя снижать уровень фискальной нагрузки”, – отмечает экс-министр финансов, а ныне депутат Госдумы Михаил Задорнов. Сам он с аргументами фонда согласен и полагает, что резко снижать НДС “ни в коем случае нельзя”: “Тогда уж проще вообще его отменить, как предлагает [начальник экспертного управления администрации президента Аркадий] Дворкович”.

Большинство экономистов разделяют опасения фонда. Снижение НДС окажется на руку импортерам и может замедлить экономический рост, опасается старший консультант Центра фискальной политики Владимир Редькин. Главный экономист “Тройки Диалог“ Евгений Гавриленков считает, что радикально снижать НДС можно только при условии сокращения бюджетных расходов на 300 млрд руб. – за счет ранее возросших затрат на силовые ведомства и госуправление. А председатель экспертного совета “Деловой России” Антон Данилов-Данильян говорит, что подстегнуть деловую активность скорее могло бы снижение единого соцналога с 26% до 15%.