ВОПРОС ДНЯ: Возможна ли безболезненная деприватизация?


Это очень рискованное предприятие. Но оно может оказаться не смертельным, если будет быстро принят закон, твердо устанавливающий правила игры. И, во-вторых, если весь процесс будет находиться под контролем международных финансовых институтов. Например, инвестбанков или аудиторских компаний.

Борис Немцов, советник Виктора Ющенко

Если дело окончится отдельными судебными процессами по нескольким сделкам, где закон действительно нарушен со стороны покупателей, – риска нет. Фонд госимущества Украины постоянно ведет подобные процессы, инвестиционный климат их не замечает. Если же начнется кампания – риски резко вырастут. Предположим, “несколько десятков” предприятий все-таки решат национализировать. Чтобы сделать вывод, кампания это или обыденная практика по наказанию нарушителей закона, надо посмотреть, как пойдут судебные процессы.

Александр Пасхавер, президент Центра экономического развития, Киев

Мне неизвестен рецепт, как провести деприватизацию без негативных экономических последствий. В мире много стран, не играющих на нервах инвесторов. Попытки “призвать приватизаторов к ответу” вызовут у народа взрыв восторга, но потом выяснится, что жить стало хуже. Ирония отечественной истории такова, что борьба адептов бессмертного Швондера за “социальную справедливость” приводит только к очередному разбитому корыту – размером с одну шестую часть света.

Алексей Шаскольский, глава группы Института проблем предпринимательства, Санкт-Петербург

Одни только публичные разговоры о деприватизации способны угробить национальную экономику. Речь не только об отпугивании инвесторов, но и о прекращении контрактов, сворачивании планов. Не верю в деприватизацию без последствий. Даже если национализировать десятки, а не тысячи предприятий, – экономике мало не покажется.

Михаил Погребинский, директор Центра политических исследований и конфликтологии, Киев