Ходорковский не знает за собой вины


В пятницу в Мещанском суде прошел допрос Ходорковского. Подсудимый напомнил, что “15 лет руководил рядом успешных предприятий” и помогал другим предприятиям “подняться с колен после развала Союза”. “Я хочу сказать, что не признаю себя виновным ни по одному пункту предъявленного мне обвинения”, – заявил Ходорковский и отверг все предъявленные обвинения по пунктам.

Говорил бывший миллиардер настолько медленно и внятно, что присутствующих в зале клонило в сон. Адвокаты выглядели изможденными, а судья монотонно задавала вопросы. И только прокурор Дмитрий Шохин без устали что-то записывал дорогой перьевой ручкой.

Ходорковский еще в начале своей речи обвинил прокуратуру в том, что она “выдумала обвинение” по тем событиям, к которым он не имел непосредственного отношения. “Я знаю о них то, что прочел в деле”, – уточнил он. Шохин тоже за словом в карман не полез. Когда судья поинтересовалась, есть ли у него вопросы к подсудимому, он ответил, что нет, поскольку “все, сказанное Ходорковским, – неправда, сочиненная адвокатами”. Но на просьбу адвокатов уточнить, какими именно, Шохин ответил отказом.

Уже после завершения допроса один из адвокатов Ходорковского Генрих Падва назвал его показания “внятными” и “объективными”. По словам Падвы, свое выступление в суде экс-совладелец “ЮКОСа” готовил вместе с адвокатами и “выверялось каждое слово”.

Хотя Ходорковский несколько раз заявлял, что не будет отвечать на вопросы гособвинителя, позиция Шохина все равно удивила экспертов. Известный адвокат, просивший не называть его имени в печати, напоминает, что формально уголовный судебный процесс должен быть состязательным. Это значит, что обе стороны должны устно доказывать беспристрастному и независимому суду свою позицию, причем бремя доказывания вины лежит на прокуроре. “Если у прокурора нет вопросов – значит, доказывать суду ему нечего и подсудимого нужно оправдать”, – утверждает адвокат.

До Ходорковского признать свою вину на аналогичных процессах отказались Крайнов и уже осужденный экс-совладелец “ЮКОСа” Василий Шахновский. Такое же решение Ходорковского не удивило экспертов. Даже частичное признание себя виновным может быть основанием для снисхождения суда, говорит адвокат Сергей Беляк. Но в судебной практике, по его словам, нередки случаи, когда даже ни в чем не виновные подсудимые по уголовным делам признают себя частично виновными, пытаясь облегчить свою участь. Но раскаиваться ли, если ничего не совершал, конечно, зависит от обвиняемого, рассуждает адвокат. К тому же, напоминает его коллега, одного признания своей вины недостаточно, чтобы рассчитывать на снисхождение суда: нужно еще деятельно раскаяться – например, указать, где находятся якобы полученные незаконным путем деньги. Тот же Шахновский, хоть и не признал своей вины, добровольно перечислил государству 28,5 млн руб. недоплаченных, по мнению суда, налогов.

Отказ Ходорковского признавать себя виновным – сознательно избранная стратегия, в основе которой лежит намерение заниматься общественной и, возможно, даже политической деятельностью, полагает Дмитрий Бадовский из НИИ социальных систем. “Другой позиции в рамках его отхода от бизнеса и быть не могло”, – уверен он.