Подарок для директора


В минувшую пятницу совет директоров РАО ЕЭС одобрил новую систему материального стимулирования гендиректоров дочерних компаний. “Новая система направлена на стимулирование директоров в процессе реформирования отрасли”, – говорит директор департамента РАО по связям с общественностью Марита Нагога. По ее словам, при разделении АО-энерго на компании по видам деятельности часть гендиректоров будет вынуждена возглавить компании ниже статусом или уволиться. Поэтому РАО решило ввести систему компенсаций руководителям АО-энерго. В этом случае РАО предусматривает денежные компенсации. Нагога поясняет, что так РАО даст возможность директорам почувствовать уверенность в своем будущем.

По словам знакомого с планом источника, компенсации составят 1,75 годового заработка при переходе руководителя энергосистемы в одну из вновь создаваемых компаний. А если он уволится из энергохолдинга, то получит 2,5 годового заработка, под которым понимается сумма всех окладов, коэффициентов и премий за последний год работы в системе РАО. Собеседник “Ведомостей” также утверждает, что на совете было принято решение вдвое повысить долю постоянных окладов в доходах директоров энергокомпаний (с 20% до 40%), но при этом в 1,33 раза сократить различные премии. Ежемесячные премии решено ликвидировать, оставив только вознаграждения по итогам кварталов и года.

Источник, близкий к гендиректору одной из региональных энергокомпаний, говорит, что новая система больше привязана к деятельности менеджмента, нежели компании в целом. “Теперь на премирование директоров будут меньше оказывать влияние внешние факторы, такие, например, как общее состояние рынка или изменение цен на топливо”, – утверждает он. Собеседник “Ведомостей” оценивает годовой доход гендиректора региональной энергосистемы в $150 000–300 000. Таким образом, при реформировании руководители энергосистем получат от $250 000 до $750 000.

Один из крупных московских хедхантеров считает, что РАО поторопилось с введением новой системы оплаты труда директоров. “Обычно соотношение увеличивается в пользу постоянных окладов, когда бизнес уже стал предсказуемым и стабильным”, – считает он. Компенсацию же за увольнение хедхантер считает “сильно раздутой”. Обычно на Западе размер выходного пособия топ-менеджера не превышает половины годового заработка, утверждает собеседник “Ведомостей”. Но, уходя с поста директора региональной энергокомпании, менеджер теряет также и политическое влияние в регионе, за что и получает от РАО повышенную компенсацию. “Размер отступных наводит на мысль, что РАО решило стимулировать менеджеров региональных “дочек” к уходу”, – говорит Сергей Воробьев из хедхантингового агентства Ward Hawell. Он считает, что для РАО это даст положительный эффект, стимулируя приток свежих кадров в энергосистемы.

Аналитик “Траста” Андрей Зубков считает, что система введена для того, чтобы избежать саботажа реформы со стороны директоров. По его оценке, не более половины директоров региональных АО-энерго сохранят свой статус или перейдут на работу в РАО. Следовательно, РАО придется выплатить около $16 млн компенсаций. Зубков отмечает, что эта сумма не станет обременительной для РАО. “Энергохолдинг пытается стимулировать директоров, но новая система наиболее удачная, поскольку снижает воздействие внешних факторов на премии гендиректоров”, – говорит Зубков.