Работа на всякий случай


Многие профессионалы принимают неидеальное предложение о работе, исходя из материальных соображений. По наблюдениям Михаила Торчинского, исполнительного директора рекрутинговой компании 3R, более 70% кандидатов не находят для себя идеального места работы. Тем не менее он не советует торопиться с поисками промежуточных вариантов. По его мнению, привлекательная вакансия может появиться в течение 3–4 месяцев и тогда краткосрочное пребывание в “неидеальной” компании может сослужить кандидату плохую службу.

Не поддавайтесь панике

Сложнее всего приходится тем, кто вынужден покинуть работу, которая его устраивает. Такое увольнение всегда связано с тяжелым стрессом. По словам Виты Кузнецовой, консультанта по карьере и директора консалтинговой компании “VM Курс”, неконтролируемый стресс и вызванные им страхи могут практически полностью блокировать способность человека принимать логически обоснованные решения. При этом работодатели, как правило, отказывают кандидатам, готовым идти практически на любые уступки ради получения работы. Борис Рамзес, руководитель финансовой практики компании Lyte Recruitment Services, рассказывает, что ему нередко приходится сталкиваться со случаями, когда профессионалы готовы идти на существенное понижение зарплаты. “Не так давно профессиональный банкир на собеседовании с работодателем заявил, что он “стоит” $8000 в месяц, – рассказывает Рамзес. – Когда же ему намекнули, что его зарплата будет на $3000 меньше, он, не мешкая, согласился”. И, как оказалось, совершил большую ошибку. Работодатель отказал банкиру, несмотря на то что с профессиональной точки зрения он подходил на позицию. Работодатели негативно относятся к людям с упадническим настроением и комплексом неудачника, утверждает Рамзес.

К выбору промежуточной работы следует подходить взвешенно. Для этого необходимо побороть в себе упаднические настроения. С этой целью Кузнецова советует сделать несложное упражнение. Необходимо четко выделить для себя несколько основных критериев, по которым выбирается новая работа. По словам Кузнецовой, таких критериев, как правило, набирается порядка 10 и к ним относятся зарплатные ожидания, желание работать в определенной отрасли, наличие коллектива единомышленников. “Нарисуйте на бумаге круг и по сегментам расположите критерии выбора работы”, – советует Кузнецова. После этого все критерии нужно выстроить в цепочку по значимости и решить для себя, чем вы готовы пожертвовать и на какой период времени, рассказывает эксперт.

Четкие сроки

Работодатели не доверяют временщикам. Неудовлетворенность работой и отношение к ней как к промежуточному варианту не только отрицательно влияет на производительность труда, но часто приводит к межличностным конфликтам, утверждает Марина Рябоконь, HR-директор компании “Пиоглобал”. В таком случае сотрудник не будет выкладываться на сто процентов, он будет раздражителен и неуживчив.

Избежать конфликтов с будущим работодателем, поможет временная работа над конкретными проектами. Федор Шеберстов, партнер хедхантинговой компании Pynes & Moerner, утверждает, что проектная работа обычно привязана четким срокам и финансово-экономическим показателям. Участие в краткосрочных проектах поможет сохранить квалификацию и позволит объяснить новому работодателю краткие сроки пребывания в предыдущей компании. “В том же случае, когда пребывание “меж двух огней” затягивается на 7–8 месяцев, это можно объяснить тем, что вы работали над завершением проекта” – утверждает Кузнецова. При этом новому работодателю необходимо будет предоставить четкие результаты вашей проектной работы. В противном случае, по словам Шеберстова, новый работодатель может подумать, что вы просто пережидали.

Илья Скабицкий в течение пяти лет работал управляющим сетью супермаркетов “БИН” (сейчас “Петровский”. – “Ведомости”). Покинув компанию, стал заниматься проектной деятельностью. Устраиваясь на работу директором по развитию в известную розничную сеть, он заключил с акционерами контракт сроком на один год, в котором были четко прописаны его задачи. В результате через год ему удалось открыть три новых магазина, и после завершения проекта он успешно продолжил свою карьеру у другого работодателя, вновь на проектной основе. При этом Скабицкий считает проектные контракты достаточно перспективной деятельностью.

Еще одним вариантом промежуточного трудоустройства может быть независимый консалтинг. Но и он неидеален. Борис Рамзес говорит, что к кандидатам, позиционирующим себя как независимые консультанты, относятся с подозрением. “Дело в том, что сегодня на рынке очень много людей, которых я бы сравнил с мистером Вульфом из фильма “Криминальное чтиво”, – говорит Рамзес. – По их собственным заверениям, эти люди “решают любые проблемы”, однако настоящих, суперпрофессиональных консультантов в России очень мало”.

Михаил Торчинский отмечает, что даже хорошо оплачиваемый профессионал на нелюбимой работе рано или поздно начинает хандрить, эффективность его труда падает, и в конечном итоге он может быть уволен.

Неожиданные перспективы

Тем не менее удачный выбор промежуточного варианта может открыть человеку глаза и привести его к абсолютно новому витку карьеры. Борис Рамзес не всегда работал в рекрутинговом бизнесе. Еще в 1993 г. он начал работать трейдером во Внешторгбанке и к 1995 г., став главным трейдером, управлял портфелем ГКО на сумму более $1 млрд. После кризиса 1998 г. его интерес привлек американский фондовый рынок, и он работал проектным менеджером в компании Carlin Equities, а впоследствии возглавил в Гута-банке направление по работе с зарубежными фондовыми рынками. Однако акционеры посчитали это направление бесперспективным, и Рамзес остался без работы. “В то время одна из хедхантинговых компаний хотела устроить меня в крупный западный банк, и как-то в разговоре партнер компании предложил мне временно возглавить финансовую практику в Lyte Recruitment Services”, – вспоминает Рамзес. К его удивлению, новая работа настолько его увлекла, что он больше не рассматривает ее как временный вариант. Более того, взвешенное решение, принятое им при переходе на эту работу, помогло ему понять, что финансовый сектор более не привлекает его. “Я понял, что устал от постоянной гонки на финансовых рынках, от оторванности от людей. Теперь мне гораздо более интересно работать в кадровом консалтинге”, – говорит Рамзес.