Антирекорд GM


Месяц назад GM объявила о снижении прогноза чистой прибыли в 2005 г. в 4–5 раз до примерно $0,57–1,1 млрд. А во вторник компания опубликовала отчет за I квартал. Чистый убыток компании за январь – март составил $1,1 млрд. Впрочем, сообщение GM не слишком ошеломило инвесторов. Во вторник котировки акций GM снизились на 0,4% до $26,09.

Главная причина рекордных убытков GM – неудачи на своем родном рынке в Северной Америке. Низкая динамика продаж и сокращение производства привели к тому, что убытки в этом регионе составили $1,3 млрд, в то время как в прошлом году компания получила прибыль в $401 млн. Выручка GM в Северной Америке снизилась на 13%. Доля компании на авторынке в Северной Америке в I квартале этого года снизилась до 25,2% с 26,3% в I квартале прошлого года, а доход с одной машины снизился на 4% ($688).

Назвав происходящее “полностью обескураживающим”, председатель совета директоров компании и гендиректор компании Рик Вагонер заявил, что GM полностью продумала план по исправлению ситуации. Он включает в себя агрессивный вывод на рынок новых моделей, новые маркетинговые решения и снижение операционных расходов компании. Однако зампред совета директоров и финансовый директор GM Джон Девайн отказался сообщить подробности этого плана. “Как только нам будет что сказать, мы это сделаем”, – заявил он.

Впрочем, сократить затраты компании будет неимоверно трудно. Более 20 лет назад американский профсоюз автомобильных рабочих UAW добился от работодателей того, что сразу после увольнения их сотрудники получают 95% чистой зарплаты за счет системы государственного страхования безработных и прежнего работодателя. Если же компания не берет уволенного сотрудника в течение 48 недель обратно на работу или он не находит ее сам, то он переходит в резерв свободной рабочей силы и может получать полное вознаграждение целиком за счет работодателя. По оценке газеты Detroit Free Press, сейчас в этом списке находится 10 000 бывших работников автокомпаний и производителей комплектующих. В целом они обходятся своим бывшим работодателям приблизительно в $1 млрд в год.

У другой компании “из большой тройки” – Ford также не все гладко. Чистая прибыль компании за I квартал снизилась на 38% до $1,21 млрд. Это самый плохой квартальный результат компании с 1992 г., когда Ford оказался на грани банкротства. Эксперты сходятся во мнении, что покупатели сопротивляются попыткам компании поднять цены после предновогодних скидок, действовавших на протяжении двух месяцев. И это привело к снижению продаж. По данным экономиста Ford Джерлета Костелло, в январе компании подняли цены на машины на 1,3%, что является самым крупным повышением с 1997 г. Поэтому компании пришлось объявить о намерении снизить в США в 2005 г. выпуск автомобилей на 46 000 до 905 000.