Кризис под видом расцвета


Год за годом Пасхальный фестиваль Валерия Гергиева все более распространяется в российские регионы. Даже Юрий Лужков, как явствовало из его речи на открытии, покорился тому, что слово “московский” остается на афише фестиваля лишь по инерции. В этом году в фестивальном расписании около 90 концертов, и пройдут они, кроме Москвы, в 19 городах России. Причем сам Гергиев повезет силы Мариинского театра в Екатеринбург, Челябинск и Ханты-Мансийск.

Валерий Гергиев выполняет культурно-просветительскую миссию, им движет желание охватить новую аудиторию, восстановить практику гастролей по России. Продумано, что цены будут доступны, что на концерты смогут прийти обычные любители музыки, ветераны, молодежь. Однако едва ли уважение к слушателю исчерпывается подобными заботами. Если качество музицирования будет подобным тому, что имело место на концерте-открытии в московском Доме музыки, смысл всей культуртрегерской инициативы можно поставить под сомнение.

Фестиваль открылся “Колоколами” Рахманинова – произведением, написанным в том жанре, который для акустики Дома музыки составляет особые проблемы. Хор и голоса солистов звучат там тускло, а их баланс с оркестром требует специальных, тщательных усилий. Времени на них у Гергиева и мариинских музыкантов, естественно, не было, и результат вышел предсказуемым: мутное, невыстроенное звучание. Еще меньше повезло Первой симфонии того же автора, для исполнения которой Гергиев не имел ясного плана и старался создать его на ходу. Высококлассный оркестр Мариинского театра, ведомый Гергиевым, не стеснялся “крупного помола” и привычно демонстрировал пять-шесть приемов, с помощью которых можно придать неподготовленному исполнению псевдоэмоциональную выразительность. Но, увы, не обошлось и без помарок.

Таких концертов Гергиева мы, к сожалению, слышали много. Они – тот поток, из которого маэстро, бывает, подымается к артистическим высотам. Нет никакой гарантии, что в течение предстоящего фестиваля, с его ежедневными концертами, мы станем свидетелями таких подъемов. Возможно, слушателям в провинции многое будет в новинку, но и у них появилось, с чем сравнивать: в последние годы в регионы ездит не один Гергиев, да и местные оркестры далеко не все лежат в руинах.

Программа Четвертого Пасхального, посвященного 60-летию Победы, большей частью состоит из хрестоматийных сочинений Рахманинова, Бетховена, Шостаковича и других классиков. Их выбор объясним в общем гуманитарном контексте фестиваля, но едва ли продиктован стремлением Гергиева подать заигранные шедевры в оригинальной и безупречной интерпретации.

Редкого репертуара практически нет – “Смерть Клеопатры” Берлиоза, “1941” Прокофьева – и все. Куда-то подевались и зарубежные камерные исполнители, чьи концерты раньше придавали цимес пасхальному сезону. Слегка ужалась и сборная хоровая программа. Для меломанов во всей программе интерес представляют только аутентичные “Страсти по Иоанну” Баха, которые исполнят Кельнский камерный хор и оркестр Collegium Cartusianum в Большом зале консерватории 6 мая.

Что касается выступлений Валерия Гергиева, то центральным из них станет сценическое представление оперы Прокофьева “Война и мир” с Анной Нетребко в партии Наташи Ростовой. Эта работа давно и хорошо подготовлена, она уже объехала лучшие сцены земли, а 8 мая будет исполнена в Москве, в Театре Российской армии.

А в начале июня Валерий Гергиев с Мариинкой снова появятся в Москве, чтобы показать в Большом театре “Кольцо нибелунга” Вагнера. Этот проект можно рекомендовать слушателю безо всяких опасений – в отличие от всей необъятной программы Пасхального фестиваля.

Пасхальный фестиваль продлится до 11 мая.