Heinz выбрала партнера


Вчера “Петросоюз” и Heinz объявили о создании совместного предприятия, в котором американская корпорация получила контрольный пакет акций. В СП вошли все активы “Петросоюза” и российский завод Heinz в Георгиевске (Ставропольский край). Сумму сделки и точные пропорции участия в СП стороны не раскрывают. По словам Дмитрия Филатова, у него с Будыко осталось более 40% акций “Петросоюза”. Правда, представитель лондонского офиса Heinz уточнил, что у менеджеров осталось “значительно менее 40% акций”. “На мощностях “Петросоюза” будут теперь производиться и марки Heinz”, – поясняет директор “Heinz-Россия” Тимоти Ламб. Он не исключает, что компания продолжит приобретения активов в Восточной Европе. “Мы рассматриваем два варианта развития – как органический рост, так и за счет новых приобретений в Европе, в том числе и в Восточной”, – говорит он. Филатов, в свою очередь, не исключает, что в будущем может выйти из СП, но в ближайшее время продавать оставшиеся акции он не планирует.

История “Петросоюза” началась с небольшой компании “Петроимпорт”, которую Филатов и Будыко в равных долях создали в 1989 г. Тогда они занимались исключительно импортом продуктов питания. В 1996 г. партнеры одними из первых начали производство кетчупа, а через год стали владельцами трех петербургских компаний – “Источник”, Пельменный комбинат № 1 и Санкт-Петербургский маргариновый завод. Они же первыми в России начали производство “мягкого масла” (спред). Через 16 лет Филатов и Будыко уже владели группой “Петросоюз” – крупнейшим в России производителем кетчупа, майонеза и маргарина.

По оценке аналитиков, за контрольный пакет акций Филатов и Будыко могли получить до $104 млн. Марат Ибрагимов, аналитик ФК “УралСиб”, оценивает сделку в $80–90 млн, а аналитик Объединенной финансовой группы (ОФГ) Алексей Кривошапко – в $74–109 млн. “Конкурентное преимущество “Петросоюза” – доскональное знание продовольственного рынка, – рассуждает Ибрагимов, – а вместе с технологиями и управленческим опытом Heinz это может дать серьезный позитивный результат”. По словам Ибрагимова, для других операторов рынка эта сделка – резкое ужесточение конкуренции, так как у Heinz большой опыт и ресурсы для продвижения своей продукции на рынке.

“Я знаю Дмитрия очень давно, еще с тех времен, когда он занимался импортом продуктов питания. Безусловно, рад за него. Он сумел не только построить бизнес с нуля, но и продать его всемирно известной, и тем более американской, корпорации”, – заявил Олег Тиньков, владелец одноименной пивоварни.

До “Петросоюза” Heinz вел переговоры о покупке крупнейшего производителя кетчупа в России – холдинга “Балтимор”, новые владельцы отказались его продавать. “Нисколько не жалею, что не продал свою компанию, и считаю, что Филатов продешевил, сколько бы он ни получил”, – говорит основной владелец “Балтимора” Алексей Антипов. Рынок сейчас меняется и сильно отличается от середины 90-х, когда иностранные компании были для нас авторитетами. Сейчас они – Nestle, Unilever, Heinz – стали обычными конкурентами и равными игроками. Поэтому можно с ними еще побороться. Антипов уверен, что продажа “Петросоюза” только повысит капитализацию “Балтимора” и других игроков на этом рынке. “Это не самая крупная, а первая сделка. Но после “Петросоюза” покупать особо некого – из крупных производителей остались только “Балтимор”, а также Nestle и Unilever, которые не будут продавать свои заводы на Украине и в России”.

Владелец крупной масложировой группы называет Филатова и Будыко одними из самых сильных менеджеров на рынке. “Но с приходом Heinz у них могут возникнуть проблемы”, – говорит он. – Филатов и Будыко до этого были владельцами и сами принимали решение. Сейчас им придется выполнять чужие требования, с которыми они могут быть не согласны. К тому же Heinz наверняка будет менять корпоративную политику в группе”. Он уверен, что Филатову и его партнеру удастся еще заработать на оставшихся акциях хорошие деньги. Дешевые финансовые ресурсы Heinz помогут им показать хорошие финансовые результаты и через два года удачно продать весь бизнес.