Байрeйт в Москве


Стоит напомнить, что основная сцена Большого театра, где выступит труппа Гергиева, по окончании сезона закроется на реконструкцию и ближайшие три года культурный символ Москвы простоит облаченный в строительные леса. Но гастроли Мариинки – не только повод навестить Большой перед разлукой.

Нужно, правда, признать, что мариинский балет за последние годы в Москве изучили не хуже, чем сам Большой театр, – на смотрины привозится чуть ли не каждая премьера. И выступления мариинской труппы давно потеряли статус “творческого отчета”, гарантировавшего Ульяну Лопаткину, Диану Вишневу и Игоря Зеленского в один вечер.

Обжившись в статусе главного художественного и светского события московского балетного сезона, теперь Мариинка выступает здесь во время пересадок с рейса из Токио в Баден-Баден. Обыденность погасила миссионерский задор, с которым она еще пять лет назад стремилась в Москву, чтобы доказать: мировые стандарты в области балета определяет Kirov-ballet.

Однако прелесть мариинского балета, которую он вновь продемонстрировал месяц назад на “Золотой маске”, в том, что эта труппа по-прежнему обладает главной театральной силой – силой интриги. Спектакли, в полуфабрикатном состоянии выпущенные в Петербурге, спустя несколько недель неожиданно могут обрести лоск, а выскочившие в главных партиях девочки из кордебалета – сияние мировых звезд.

Репертуар нынешних гастролей дает для подобных метаморфоз широкий простор. Реконструированная “Баядерка” Петипа, несколько лет назад развалившаяся на премьере и даже не дотянувшая до участия в “Золотой маске”, уже с успехом совершила круг почета по балетным столицам мира: никто не может устоять перед соблазном увидеть, как выглядел прославленный русский императорский балет в 1900 г. “Драгоценности” Баланчина в Москву привозили уже дважды, но даже те, кто их видел, вряд ли откажутся вновь испытать скоростные перепады сверхзвуковых “Рубинов” и медитативных “Бриллиантов”.

Между двумя роскошными многофигурными спектаклями Мариинский театр разместил еще одну новинку для Москвы: настоящий вечер балетных “короткометражек” – “Свадебку” Брониславы Нижинской, “Этюды” Харальда Ландера и Reverenсe Дэвида Доусона. Одну от другой эти постановки отделяет почти полвека, и Мариинский театр дарит еще одну интригу – попытку расставить их в хронологическом порядке.

Что касается оперы, то событие грядет действительно эпохальное. В Москве, как в вагнеровском Байрейте, в течение четырех вечеров будут играть “Кольцо нибелунга”. За пультом будет стоять Валерий Гергиев, на сцене соберутся лучшие мариинские голоса.

Мариинская версия “Кольца” – главная работа Гергиева последних лет. Ему удалось не только вернуть Вагнера на российскую землю, но и доказать миру, что нашим силам по плечу и стиль, и титанические масштабы вагнеровской тетралогии.

Более того – постановка, ключевым автором которой стал сценограф Георгий Цыпин, уверенно заявила свою, незаемную концепцию интерпретации Вагнера. В пику европейскому стандарту, настроенному на “актуальные” прочтения, работа Гергиева – Цыпина встроила Вагнера в контекст архаики и мифологии. Многолетний труд, в ходе которого менялись постановщики, а некоторые части выходили в разных решениях по два раза, уже был показан в Германии, где критики и знатоки приняли его кто с растерянностью, а кто и с восторгом. Теперь многометровые великаны Цыпина усядутся на сцене Большого театра, чтобы безмолвно созерцать деяния персонажей, напоминающих героев нартского эпоса.

Выступления Мариинки станут частью обменных гастролей. Большой намерен ответить Петербургу своими последними достижениями на поприще современного искусства. Москвичи покажут на сцене Мариинки балет “Ромео и Джульетта” Прокофьева в постановке Деклана Доннелана и Раду Поклитару, а осенью – “Летучего голландца” Вагнера в радикальной режиссерской версии Петера Конвичного и “Детей Розенталя” петербургского композитора Леонида Десятникова.