Козак помог Чечне


В прошлую пятницу комиссия под руководством Козака, координирующая деятельность федеральных органов в ЮФО, придумала, как поправить ситуацию с восстановлением Чечни и позволить осенью провести в республике парламентские выборы. Комиссия поручила ведомствам к 20 июня создать концепцию развития Чечни до 2015 г., включающую рациональную схему размещения производительных сил. Минэкономразвития и Минпромэнерго к 1 июля должны “рассмотреть вопрос [...] о направлении доходов, получаемых компанией “Роснефть” на территории Чеченской республики, на развитие экономики республики”. К 1 ноября прежние заказчики восстановительных работ по программе (федеральные ведомства и естественные монополии) должны передать функции заказчика правительству Чечни. А для преодоления коррупции и борьбы с злоупотреблениями в правоохранительных органах Чечни аппарату полпреда поручено подготовить поправки в Уголовно-процессуальный кодекс и законы о прокуратуре и органах безопасности. Их смысл в том, чтобы органы ФСБ получили право возбуждать и расследовать уголовные дела в отношении прокуроров и следователей милиции без санкции суда.

Несмотря на ликвидацию нескольких лидеров бандформирований, обстановка в Чечне остается кризисной, а повальная безработица превращает население в базу для пополнения рядов террористического подполья. Инфраструктура энергетики, водоснабжения и связи восстановлена, но экономика республики не развивается из-за отсутствия предприятий, занимающихся производством. Так оценивают ситуацию в полпредстве президента в Южном федеральном округе, рассказывает чиновник из аппарата полпреда в ЮФО Дмитрия Козака.

Инфраструктура и промышленность Чечни, по словам источника в полпредстве, восстанавливаются бессистемно. Например, только в прошлом году на восстановление ТЭЦ-4 в Аргуне ушло 300 млн руб., но после запуска ТЭЦ оказалось, что основные потребители тепла – сахарный завод и теплосети города – “к работе не готовы”. Более того, из Федеральной целевой программы по восстановлению республики в 2003–2004 гг. было исключено более 3400 объектов, причем к этому моменту затраты на их восстановление достигли 1,9 млрд руб. Брошенные объекты в итоге разрушаются и расхищаются.

Чеченские власти одобряют замыслы комиссии Козака. Председатель Госсовета Чечни Таус Джабраилов напоминает, что передачи прав заказчика местным властям добивался еще покойный президент республики Ахмад Кадыров: “Нам на месте, конечно, легче решить, что надо восстанавливать, и привлекать для этого местные ресурсы”. Но чиновник Минрегионразвития оценивает эту идею скептически. “У нас заказчик является и приемщиком, а следовательно, после передачи этих полномочий Чечне списывать средства, якобы ушедшие на восстановление, станет легче”, – говорит чиновник.

Представитель “Роснефти” говорит, что компания “и так по постановлению правительства от ноября 2000 г. всю чеченскую нефть экспортирует, а выручку перечисляет на специальный счет в Федеральном казначействе, откуда она целевым назначением идет на восстановление нефтегазового комплекса Чечни и решение ее проблем”. Но Джабраилов считает, что этими средствами должно распоряжаться правительство республики.