Интернационал


У двух главных рок-фестивалей года – “Максидрома” и “Нашествия” – общий отец-идеолог: десять лет назад по инициативе программного директора “Максимума” Михаила Козырева спорткомплекс “Олимпийский” впервые увидел на своей сцене группы, пользовавшиеся на тот момент самым устойчивым успехом на волне станции. Через три года Козырев основал новую радиостанцию – “Наше радио” – и своими руками вырастил фестиваль “Нашествие” из междусобойчика в Горбушке (1999) в большой двухдневный “русский Вудсток” на берегах Волги (2004), конкурентов у которого быть просто не могло. Еще несколько лет назад “Максидром” опробовал свою новую тактику – вместо увеличения собственной длительности он расширил географию участников. Для начала – в сторону Прибалтики; три года назад на сцену радиопраздника вышли русскоговорящие и англопоющие латыши из Brainstorm. В последующие годы организаторам приходилось делать визы музыкантам из Финляндии, Бельгии и Британии – правда, далеко не лучшим в своих странах.

Нынешний – юбилейный – “Максидром” впервые стоит того изрядного шума, который ежегодно поднимает станция по поводу своего мероприятия. Впервые хедлайнером этого фестиваля стали настоящие, транснациональные суперзвезды – шотландская группа Franz Ferdinand (в качестве свиты для августейшей команды радиостанция выписала из Британии двух неплохих новичков – Thirteen Senses и The Servant). Приезды известных и весомых групп случались и на прошлых фестивалях – но почти всегда это были коллективы из так называемой “обоймы MTV”, ставшие известными благодаря этому каналу и нуждающиеся в его информационно-рекламной подпитке. Franz Ferdinand – пример обратного: британская инди-группа положила к своим ногам сначала родную страну, а потом и Европу с Америкой: телеканалу MTV, что называется, пришлось самому прийти к молодым шотландским рок-эстетам. После прорыва “Фердинандов” в Британии стали расти и множиться группы, играющие в той же “независимой” манере – подобного безумия Англия не знала со времен прорыва Oasis и Radiohead.

“Максимум” весьма ответственно подошел и к российской части программы – вместо обычной большой обоймы “нового русского рока”, путешествующей с фестиваля на фестиваль, станция пригласила двух самых авторитетных представителей отечественного легкого рока – “Мумий Тролля” и Земфиру. Расчет понятен – в отличие от наскучившего “второго ряда” русского рокапопса, эти две формации – своего рода точка сборки всей русской поп-музыки последних 10 лет. Их талант и заслуги вызывают меньше всего сомнений – особенно в свете замечательных новых пластинок, которые выпустили в этом году оба коллектива (к тому же концерты МТ и Z в Москве – большая редкость).

В российскую обойму также прокралась новая, не слишком известная группа “Братья Грим”: видимо, руководство “Максимума” решило, что новичков из Англии необходимо уравновесить молодым отечественным коллективом. Будет на фестивале и коллектив с Украины – лучшая на данный момент группа братской страны “Океан Ельзи”. Правда, львовская группа переживает не лучшие времена, и состав музыкантов, который выйдет на сцену “Олимпийского”, до сих пор неясен. Тем не менее “Суперсимметрия”, последний альбом украинцев, стал настоящим прорывом – после крепких, но довольно стандартных поп-песен группа выпустила удивительно красивую, эмоциональную, эстетскую пластинку, песни с которой не каждый программный директор решится поставить в эфир.

Итак, в этом году “Максимум” не пожалел сил и денег, чтобы конвертировать поместную спесь “российского международного фестиваля” в по-настоящему европейский его статус, представить публике лишь самые сливки отечественной и зарубежной музыки. Однако этот шаг одновременно засвидетельствовал и процесс омертвения, охвативший русскую поп-музыку: рок-бум, еще пять лет назад бурливший вовсю, дал отечественному музпроцессу огромное количество среднебездарных артистов и групп для корпоративных вечеринок, оставив слушателя наедине с двумя первыми – и единственными – настоящими русскими поп-звездами.