Рекордный контракт ТМК


Вчера президент ТНК-BP Роберт Дадли и гендиректор ТМК Дмитрий Пумпянский подписали трехлетнее соглашение о сотрудничестве. Документ предусматривает, что ТНК-ВР станет основным клиентом ТМК. Как заявил Дадли, ежегодно его компания будет закупать у партнера 100 000 т труб и таким образом покрывать 70% потребностей в трубах. Сумма контракта, как гласит совместное заявление обеих компаний, – $500 млн. Впрочем, Дадли оговорился, что в соглашении не указана цена на трубы. “В нем прописана рыночная формула ценообразования”, – цитирует его слова AK&M. Представитель ТМК Дмитрий Жеглов подтвердил это. По его словам, теперь на долю ТНК-ВР будет приходиться 13–15% продаж его компании. Таким образом, новый партнер станет вторым по величине потребителем после “Сургутнефтегаза”.

Жеглов говорит, что соглашение определяет качественно новый уровень отношений производителя и потребителя. По его словам, подписание документа позволит двум компаниям совместно управлять поставками трубной продукции и разработкой новых видов труб для ТНК-BP. Действительно, о подобной идиллии еще год назад не могло быть и речи. Трубники не заключали со своими потребителями длинных договоров на поставку продукции. При этом нефтяники жаловались на стремительный рост цен на трубы, трубники кивали на металлургов, а антимонопольная служба обвиняла производителей сырья в ценовом сговоре.

“Заключение долгосрочных контрактов – нормальная практика западного менеджмента, позволяющая планировать бюджет”, – считает аналитик “ЦентрИнвест Секьюритиз” Александр Якубов. Однако конкуренты пока не спешат перенимать опыт ТМК. Представитель ОМК Александр Кастравец прогнозирует, что трубная отрасль на пороге “расцвета”. Поэтому спрос на ее продукцию будет увеличиваться вместе с началом реализации новых проектов в нефтегазовой отрасли. “Нам нет смысла связывать себя долгосрочными соглашениями, теряя при этом 10–15–20% возможной прибыли”, – резюмирует Кастравец.

Но Жеглов из ТМК утверждает, что его компания не избежит потерь. Он указывает, что цены на сталь уже давно не растут. К тому же основную долю проката ТМК покупает у “Евразхолдинга” по полугодовым контрактам. Александр Якубов соглашается, что никакого риска для ТМК трехлетнее соглашение с нефтяниками не несет. Он указывает, что цены на сталь в прошлом году выросли на 50%, а с начала текущего года практически не изменились и составляют около $550 за тонну. Он прогнозирует, что, по крайней мере до конца года, цены на сталь не изменятся.