Все в сад!


Джим Кларк, основатель компании Netscape, решил пригласить специалиста для обустройства своего поместья в графстве Палм-Бич (штат Флорида). Речь шла о территории размером 2,4 га, поэтому Кларк хотел заполучить лучшего профессионала, которого только мог нанять. Это должен был быть человек с прекрасными рекомендациями и репутацией неординарной творческой личности, чьи работы вызывают много толков.

Кларк опросил всех друзей и в конце концов нашел через них подходящего специалиста. Он выбрал человека, который прежде работал на Мика Джаггера и Куинси Джонса.

Самое интересное, что Кларк не искал профессионального архитектора или художественного декоратора. Он просто хотел, чтобы какой-нибудь талантливый человек оформил его сад. Поэтому его выбор пал на Роберта Трусковски, которому он и предложил реализовать проект по обустройству территории вокруг поместья. На этом клочке земли предполагалось посадить кокосовую рощу из 100 деревьев и огромный фикус высотой примерно в шесть этажей, который специально привезли на барже. Помимо этого Кларк хотел выкопать небольшой пруд для карпов. “Бюджет у проекта был просто ужасающий, – рассказывает он. – Но зато теперь вокруг моего дома раскинулся совершенно уникальный парк”. Основатель Netscape отказывается раскрывать точную сумму затрат, но говорит, что работы обошлись ему в несколько миллионов долларов.

В наши дни ландшафтные архитекторы стремятся поразить воображение клиентов экстравагантностью своих проектов. Они предлагают самые странные и эклектичные ландшафты, где найдется место всему – от груды компоста до специальной площадки для вечернего коктейля. Например, Перри Гиллот покорил публику дизайном в стиле минимализма. У него появились состоятельные заказчики в престижном районе Хэмптонс (восточная часть Лонг-Айленда), а также клиенты среди собирателей предметов искусства. В свою очередь, Миа Лерер получила заказы от Дастина Хоффмана, Джеми Ли Кертиса и отеля Santa Monica’s Viceroy. А имя еще одного архитектора, Марио Ньевера, вообще стало нарицательным. У всех он ассоциируется со ступенчатыми садами, которые любит создавать архитектор. Сады занимают высшие позиции в рейтинге продаваемой недвижимости. А недавно Ньевера решил заняться еще и скульптурой. Он заказал в Италии сделанные вручную терракотовые фигурки фермеров, которые теперь продает своим клиентам.

За несколько столетий своего существования Новый Свет породил целую плеяду талантливых ландшафтных архитекторов. Достаточно вспомнить имя Фредерика Лоу Олмстеда, который в XIX в. обустроил территорию Центрального парка в Нью-Йорке. В наше время спрос на одаренных архитекторов остается по-прежнему высоким, но представления об организации открытого пространства претерпели большие изменения. Правда, традиционалисты до сих пор тяготеют к английской парковой архитектуре и деревцам в кадках. Зато представители нового поколения стремятся создать принципиально новую концепцию открытого пространства перед домом. В наши дни считается, что в модном и хорошо обустроенном приусадебном парке обязательно должны быть разноцветные полоски травы, аквариумы с акулами, скульптуры, высоченные деревья и даже ирригационные каналы.

Конечно, подобные архитектурные изыски стоят немалых денег. Известные дизайнеры берут по $15 000 за чертеж будущего парка и $250 за каждый час работы. Еще дороже стоят строительные работы и сами растения. Тем не менее эксперты отмечают устойчивый рост спроса на услуги известных ландшафтных архитекторов. Частично это связано с тем, что в последнее время в США сильно выросли цены на недвижимость.

Моссимо Джаннулли, основатель розничной компании по продаже спортивной одежды Mossimo, который живет в Бель-Эйре (штат Калифорния), услышал об архитекторе Миа Лерер от знакомого дизайнера по интерьеру. Он нанял ее для обустройства заднего двора своего дома, где хотел соорудить зеленые террасы, базальтовые дорожки и фонтан c подогреваемым бассейном. Проект оказался очень трудоемким. Джаннулли решил посадить во дворе высокие дубы и платаны, а доставить деревья можно было только ночью, потому что местные законы запрещают перевозить днем большие грузы по некоторым автострадам штата. “За это могут наказать”, – говорит Джаннулли. Несмотря на все трудности, ему очень понравилась работа Лерер, и он предложил ей оборудовать территорию вокруг еще двух его домов в Калифорнии. Стоимость этих работ не раскрывают ни заказчик, ни архитектор.

Однако желающим заполучить знаменитость нужно помнить: сотрудничество с известным архитектором приносит не только удовольствие, но и головную боль. Во-первых, заказчик должен быть готов к тому, что по ходу реализации проекта затраты будут расти. Скорее всего не удастся избежать непредвиденных проволочек и ссор с архитектором из-за каждой мелочи, начиная с разбрызгивателей и заканчивая лампами для защиты от насекомых. Во-вторых, чем необычнее ландшафт, тем больше капиталовложений он требует. В-третьих, проекты часто проваливаются по самым банальным причинам. Например, выясняется, что невозможно раздобыть нужные растения. Или дизайн столь нетрадиционен, что строители не могут воплотить его в реальность.

Но есть заказчики, которых все эти сложности не пугают. Возможно, им пригодится составленный The Wall Street Journal список самых популярных на данный момент ландшафтных архитекторов США.

Перри Гиллот

Фирменный знак: не более семи видов растений на одном участке.

Гонорар за час работы: $175 плюс не менее $10 000 за чертеж проекта.

Газоны с ультрасовременным дизайном Гиллота украшают приусадебные участки многих состоятельных ньюйоркцев. В списке его клиентов – известные журналисты и редакторы модных изданий, а также наследница империи Estee Lauder Эйрин Лаудер. 46-летний Гиллот утверждает, что в год принимает не более дюжины заказов. А на вопрос, почему он использует столь ограниченное число растений, отвечает, что такой подход кажется ему более эстетичным. К тому же чем больше растений, тем чаще заказчики пытаются внести коррективы в созданный им дизайн.

Миа Лерер

Фирменный знак: геометрические формы и много гравия.

Гонорар за час работы: $150.

Лерер сейчас 52 года. Она родилась в Сальвадоре и поэтому часто использует растения и другие предметы, вывезенные из Латинской Америки. Лерер оформила приусадебный участок одной поп-звезды в Малибу, где построила большой бассейн, окруженный волнообразными узорами травы разного цвета. Рядом находится маленький квадратный бассейн с теплой водой, который возвышается на пьедестале из гальки, специально привезенной в Калифорнию из Мексики.

Стив Мартино

Фирменный знак: считает, что сорняков не существует. Все растения по-своему хороши.

Гонорар за час работы: $150.

Когда Мартино только начинал работать ландшафтным архитектором, он был поражен отношением людей к диким растениям. Они вырывали из земли и выбрасывали на помойку низкие и хрупкие кустики, кактусы и даже мескитовые деревья. “Я тогда подумал: “Почему все сходят с ума только от пальм? Ведь вокруг нас столько красоты!” 58-летний Мартино – сторонник природной красоты. Он часто использует для оформления открытого пространства дикие грушевые деревья, сорняки и лесные цветы, которые высаживает прямо у ярких стен дома.

Марио Ньевера

Фирменный знак: парковые павильоны с каменными террасами, многочисленные аллеи и бассейны.

Гонорар за час работы: $170.

40-летний Ньевера занимался оформлением приусадебных участков на юге Флориды в поместьях поп-звезды Джимми Баффетта и бывшего гендиректора аукциона Sotheby’s Майкла Эйнсли. Он также обустроил территорию имения Сэнфорда Уилла, бывшего гендиректора Citigroup, в Гринвиче (штат Коннектикут). Ньевера особо популярен на юге Флориды по одной простой причине: он активно рекламирует себя на ежегодной международной выставке предметов искусства и старины в Палм-Бич, где раздает посетителям пригласительные билеты в оформленные им сады.

Кен Смит

Фирменный знак: скульптуры для городских дворов.

Гонорар: 18% от стоимости проекта.

52-летний Смит специализируется на ландшафтном дизайне, разработанном специально для городских жителей, которым не хватает ощущения простора и бесконечности. Именно он создал зимний сад во вновь открытом для публики Музее современного искусства в Нью-Йорке. В этом саду 185 пластиковых скал, 560 искусственных растений, 135 кг дробленого стекла и 4 т переработанной резиновой мульчи (мульча – органический материал, которым прикрывают участки почвы возле растений, чтобы сохранить влагу. – “Ведомости”).

Роберт Трусковски

Фирменный знак: гигантские деревья, большие аквариумы с акулами.

Гонорар за час работы: $250.

Трусковски прославился своими дорогими проектами, которые больше напоминают съемки голливудского фильма, нежели обустройство паркового пространства. На ярко освещенной территории, где ведутся работы, всегда стоят высокие подъемные краны и бульдозеры. Однажды Трусковски соорудил для клиента из Саудовской Аравии целую лагуну для акул и тропических рыб. Архитектору сейчас 56 лет. Он уже запатентовал собственный брэнд травы, которая сохраняет ярко-зеленый цвет практически при любых условиях. (WSJ, 6–8.05.2005, Мария Подцероб)