Ветеран Hewlett-Packard уверен в необходимости перемен


Еще недавно экономическая модель подразделения была весьма незамысловатой. Оно продавало принтеры практически по себестоимости, а затем – с большой наценкой расходные материалы к ним. Не далее чем в 2001 г. всю свою прибыль HP получала за счет продаж расходных материалов. Да и сейчас на расходные материалы приходится около двух третей всей прибыли компании. Но эти весьма неплохие показатели перестали удовлетворять его руководителя, исполнительного вице-президента компании Вайомеша Джоши. И летом прошлого года Джоши потихоньку начал переходный процесс, направленный на диверсификацию и поиск новых источников прибыли в группе. Рынок принтеров близок к насыщению и растет медленно, “одного вида деятельности теперь недостаточно”, утверждает 51-летний Джоши, который работает в HP с 1980 г. “Нам нужно зарабатывать деньги разными способами. Нам нужны разные экономические модели”, – говорит он.

Движение по инерции

По словам Джоши, он начал задумываться о переменах еще в 2003 г., когда на рынке принтеров появился новый игрок – компания Dell. Этот шаг вызвал сильное беспокойство Джоши. Дело в том, что Dell работает напрямую с потребителями и поэтому способна оказывать на них большее влияние, чем HP, торгующая в основном через розничные сети. Кроме того, потребители все активнее используют Интернет для просмотра и публикации фотографий. Соответствующие разделы известных сайтов, таких как Yahoo!, завоевывают все большую популярность. Джоши решил, что пора диверсифицировать деятельность своего подразделения и заняться чем-то помимо домашней печати.

К тому же он заметил, что темпы роста на рынке принтеров постепенно снижаются. По данным исследовательской компании IDC, продажи автономных струйных принтеров не растут с 2001 г. Продажи в США монохромных лазерных принтеров выросли в прошлом году менее чем на 5% по сравнению с 5,7% в 2003 г. В финансовом квартале, закончившемся 30 апреля, рост прибыли подразделения принтеров HP составил 5% по сравнению с 11% год назад. Рентабельность продаж упала с 15,6% до 13,8%. Столкнувшись с такими тенденциями, в середине 2004 г. Джоши составил 48-страничный меморандум, в котором выразил свое беспокойство и предложил масштабные перемены. “История против нас, – говорит он. – Выдающиеся компании всегда становятся самодовольными и запаздывают с жесткими мерами, необходимыми для оздоровления. Было ясно, что нам нужно меняться”.

Затем он отговорил Мэри Пири, долго занимавшую в HP руководящий пост, уходить на пенсию. В прошлом декабре они вместе пригласили в Сан-Диего 160 руководителей на трехдневное совещание, на котором Пири раздала коллегам копии статьи Джеффри Мура “Дарвин и демон” из журнала Harvard Business Review, где обсуждались опасности, подстерегающие некогда успешные компании, не сумевшие адаптироваться к новым условиям.

Работа на перспективу

Предостережение было услышано. Подразделение принтеров предприняло несколько шагов по снижению затрат, чтобы высвободить финансовые ресурсы, необходимые для поддержки новых направлений деятельности. В США в рамках программы увольнения по собственному желанию сократили 1900 рабочих мест. Окончательная сборка струйных принтеров будет переведена с собственных заводов в Ирландии и Пуэрто-Рико на предприятия подрядчиков в Малайзии.

Джоши стремится уменьшить объем инвестиций в основные продукты, например в простые струйные принтеры, и увеличивает расходы на перспективные, такие как цифровая фотография и цифровое издательство. Он также пытается увеличить доходы от предоставления услуг, например заказа печати фотографий через Интернет, и лицензирования технологий печати HP.

Его цель – в ближайшие 10 лет удвоить прибыльность своего подразделения. Поэтому он хочет, чтобы 60% продаж группы приходились не на простые принтеры и расходные материалы, а на сопутствующие продукты и услуги, на которые сейчас приходится всего около 20% оборота подразделения. С этой целью принтерное подразделение HP собирается вкладывать средства в многофункциональные устройства, а также в цифровую фотографию, цифровые издательские технологии и широкоформатную печать. Еще один способ повышения прибыльности – предоставление услуг, например заказа печати снимков через сайт Snapfish. В этом году запланирован вывод на рынок системы для видеоконференций, разработанной совместно с DreamWorks, за пользование которой с компаний будет взиматься абонентская плата. HP также надеется увеличить прибыль от лицензирования технологии LightScribe, которую она разработала для маркировки CD и DVD. С лицензией на использование LightScribe работают производители дисководов оптических дисков, например Panasonic, и производители носителей, например Maxell.

Рискованные реформы

Затевая реформы, HP достаточно сильно рискует. Прибыли от продажи принтеров и расходных материалов не раз помогали компании пережить финансовые бури в других подразделениях – например, занимающихся продажей персональных компьютеров или корпоративных информационных систем. “Уменьшение объемов прибыли в принтерном подразделении может выбить почву из-под ног HP”, – утверждает Роб Сихра, аналитик инвестиционной компании Fulcrum Global Partners.

Стремление к переменам уже привело к нескольким стратегическим пируэтам. Например, в течение долгого времени HP призывала своих потребителей печатать снимки на домашних принтерах, с целью увеличить продажи расходных материалов. Однако в марте 2005 г. HP приобрела сайт Snapfish, позволяющий заказывать печать снимков через Интернет, чтобы привлечь потребителей, которые считают, что печатать снимки дома дорого и неудобно. Всего два года назад Джоши закрыл совместное предприятие с Eastman Kodak, которое занималось разработкой автоматов для печати цифровых фотографий, которые планировалось устанавливать в аптеках и магазинах, а сейчас не исключает, что компания может вернуться к этой идее.

Кроме того, реформы приходится проводить в весьма непростое время. Впервые свой план Джоши представил еще в прошлом году тогдашнему гендиректору Карли Фьорине. В январе Фьорина объединила под руководством Джоши подразделения ПК и принтеров. Но в феврале этого года Фьорина была уволена, а на ее место назначен Марк Херд, который, как ожидается, вскоре объявит о масштабной реорганизации всей компании. По словам Джоши, новый гендиректор полностью поддерживает его планы. На прошлой неделе Херд отменил решение об объединении подразделений ПК и принтеров. Теперь Джоши сможет сконцентрироваться на подразделении принтеров и рассчитывает, что результаты его усилий скоро станут заметны. “Критерий успеха предельно прост – новые виды деятельности должны приносить больше прибыли, чем старые добрые принтеры, – говорит он. – Уже в следующем году мы будем знать, на верном ли мы пути”. (WSJ, 20.06.2005, Ирина Окунькова)