Рынок труда в Санкт-Петербурге: Униформа входит в моду


Компании в последнее время увеличивают заказы на спецодежду. В Петербургской топливной компании затраты на униформы в этом году выросли на 30%. “Спецодежду носит весь персонал – мойщики, операторы, заправщики, рабочие, связисты, водители бензовозов. Мы делаем ее более разнообразной: например, у операторов есть жилеты, футболки, заказаны пуловеры”, – рассказывает руководитель пресс-службы ПТК Ольга Богачева.

А потребность в спецодежде магазинов “Телемакс” за последний год увеличилась вдвое, сообщил директор по маркетингу сети Илья Гамов.

На 25–30% увеличил заказ на спецодежду за последние два года и “Хлебный дом”, говорит начальник отдела материально-технического снабжения этой компании Александр Мачавариани. Он объяснил это приобретениями новых производств.

Спецодежда для персонала, который общается с клиентами или покупателями, – сотрудников службы продаж, промоутеров, водителей, продавцов – изготавливается по индивидуальным заказам, рассказывает пресс-секретарь “Хлебного дома” Надежда Миронова. В этом случае можно выбрать дизайн, более качественные ткани, способ нанесения и размеры логотипа, поясняет она. В бюджете “Хлебного дома” на 2005 г. на спецодежду заложено около 5 млн руб. Пивзавод “Вена” тратит на эти цели около 2 млн руб. в год, говорит менеджер по корпоративным отношениям компании Татьяна Антончик. Комбинезоны и куртки для рабочих “Вена” берет в лизинг, а зимние куртки, обувь, футболки, рубашки, толстовки, бейсболки покупает. “Хлебный дом”, по словам Мироновой, арендует около 50% спецодежды. Каждый предмет гардероба маркируется личной меткой конкретного рабочего, может быть подогнан по фигуре и дополнен логотипом, рассказывает она. Обслуживание предполагает стирку, доставку чистой одежды, а также ремонт и замену изношенных предметов гардероба. Эта услуга позволяет компании не тратить время и дополнительные средства на обслуживание спецодежды.

Защищенность работников, чистота на производстве – таковы, по словам Мачавариани из “Хлебного дома”, основные мотивы использования спецодежды.

Однако все чаще можно встретить ситуацию, когда в спецодежду одевают работников, не занятых на вредном производстве, добавляет Стерхов.

“Мы впервые заказали летнюю одежду для технического персонала, рассказывает директор по развитию фирмы “Обит”, предоставляющей услуги телефонной связи, Алексей Карпов. – Цель, которую мы преследовали, – разработать практичную униформу, соответствующую корпоративной символике, узнаваемую. В спецодежду своих сотрудников одевают лидеры рынка. Поскольку мы стремимся занять лидирующие позиции, нам хотелось следовать их примеру и в этом”. На разработку моделей ушло около месяца, цены оказались приемлемыми – комбинезон монтажника обошелся в 1500 руб. По словам Карпова, одежда так понравилась сотрудникам, что они ходят в ней не только в рабочее время.

Униформа дисциплинирует, люди работают лучше, когда им предоставляется красивая и комфортная одежда с логотипом компании, считает Ольга Богачева. По ее словам, внимание ПТК к спецодежде обусловлено не только требованиями безопасности, но и внедрением внутрифирменных стандартов. По мере насыщения рынка такой услугой, как заправка автотранспорта, потребитель становится более взыскательным и требует высокого качества обслуживания, поясняет Богачева. В связи с этим компания разработала униформу для работников кафе, расположенных на заправках, рассказывает она.

Коммерческий директор производителя спецодежды “Невалинна” Леонид Щелоков считает, что качественная спецодежда с фирменной символикой может служить прекрасной рекламой для предприятия. Фирменная одежда узнаваема и становится своеобразным знаком качества для клиента, объясняет он. Корпоративная культура может работать и на привлечение потенциальных сотрудников.

Щелоков считает, что данный рынок будет расти, причем помимо увеличения спроса со стороны предприятий на этот процесс будет влиять растущая конкуренция среди производителей рабочей одежды. Рост рынка прогнозирует и Стерхов. Он сетует, что отставание России от Европы в вопросах защиты жизни и здоровья людей на производстве пока еще очень велико.