Искусство нокаутом


Параметры этой книги впечатляют: формат 50 на 50 сантиметров, вес – 34 килограмма, переплет, “выполненный в мастерских Ватикана” (как сообщает пресс-релиз), 792 страницы, 3000 фотографий и 600 000 слов, написанных сотней авторов, цена – 3000 евро. Это без инсталляции Джефа Кунса. С инсталляцией – 10 000 евро. (Плюс для россиян 20% за доставку и растаможку.) Общий тираж книги – 10 000 экземпляров, каждый подписан собственноручно Кунсом и Али (что для человека с болезнью Паркинсона сделать было, наверное, нелегко). Тираж с инсталляцией – 1000 (почти весь выкуплен).

Книга GOAT – Greatest of All Time – была впервые представлена на Франкфуртской книжной ярмарке 2003 г. и произвела там сенсацию, как и было задумано ее создателями. Правда, тогда стоимость тома с инсталляцией составляла 7500 евро. Но случается и так, что импортный товар в Москве вдруг оказывается дороже, чем в мире.

Инсталляция Radial Champs – скромное произведение Джефа Кунса. Если применить тут сравнение со старым искусством, то этот арт-объект с книгой и игрушечным дельфином относится к большим работам Кунса, как листочек с закорючкой Пикассо к его “Гернике”, да и стоит недорого.

Надувного дельфина можно трактовать и как напоминание о первых работах Кунса – в начале карьеры он выставлял детские игрушки из супермаркета, уверяя, что в мире массового потребления ценностью как раз и являются покупки. Громкую славу художнику принесли скульптуры серии “Сделано на небесах”, изображающие в различных позах его активные занятия любовью с бывшей женой, порнозвездой Чиччолиной. Там блестяще соединялся самый любимый народами всего мира стиль – кич – с самым любимым народами всего мира содержанием – порнушкой. Особо замечательно, что райские порносцены происходили между супругами. Кунс стал знаменитостью, а после того, как одна из его фарфоровых с золотом скульптур Майкла Джексона с обезьянкой ушла на Sotheby’s за $5,6 млн, занял место в десятке самых дорогих художников мира. Он, как и Али, – рекордсмен.

Выдающийся стратег современного искусства, отлично понимающий законы успеха эпохи власти масс-медиа, знающий, что ценность произведения составляет тот шум, который оно произвело, Кунс всегда ловко соединяет все, что пользуется популярностью, по известному принципу: одна звезда – хорошо, а две – в сто раз эффективнее. Так что соединение его поп-славы со славой легендарного спортсмена Мохаммеда Али – тоже беспроигрышно успешный ход.

Впрочем, уже использованный Бенедиктом Ташеном, главой издательства Taschen, двадцать лет назад разбогатевшим на выпуске доступных книг по искусству, а теперь увлеченным суперпроектами. В издательстве пять лет назад вышел альбом Хельмута Ньютона форматом 40 на 60 сантиметров, дополнением к которому стал кофейный столик дизайнера Филиппа Старка, тоже большого мастера эффективного пиара. Конечно, Ньютон – большой мастер, его фотографии и высокогламурны, и агрессивно эротичны, но популярность его имени, разумеется, несравнима со всемирной известностью чернокожего боксера.

Однако даже два громких имени – художника и спортсмена (причем спортсмена, ставшего инвалидом, что дало его имени вторую жизнь) – не принесли бы столько шума-успеха книге, если бы она весила на 30 килограммов меньше. Но и сам по себе вес не имеет большого значения.

Дельфин из магазина игрушек, красная цена которого – $10, заметно вырос в стоимости, став частью инсталляции Джефа Кунса к книге “Величайший всех времен” о боксере Мохаммеде Али. Правда, какой-нибудь состоятельный поклонник бокса, решившийся купить величайший том, вряд ли поймет ценность художественной нагрузки к нему. Книга с инсталляцией – это для коллекционеров современного искусства.

Но вот галерея WAM, и одноименное издательство, открыв свое новое помещение презентацией GOAT, несколько прогадала – ее казавшиеся сверхкрупными издания выглядят рядом с книгой Кунса – Али как боксеры наилегчайшего веса рядом с настоящим гигантом. Так же легкомысленно рядом с серьезной книгой смотрелся комикс о встрече Мохаммеда Али с царевной-лягушкой, придуманный к презентации художником Георгием Литичевским.