Экспорт технологий

Есть и более конкретные воззвания в их адрес. Например, вчера появились биллборды с лозунгом “Евраз” – в Россию, Никопольский завод ферросплавов – Украине”. Имеются в виду акционеры группы “Евраз”, которые вместе с “Реновой” хотят купить НЗФ. По данным главы координационного совета Ассоциации наружной рекламы Украины Артема Биденко, “металлургические” лозунги заняли свыше 60 биллбордов по всему городу. Все плакаты выполнены в одинаковой стилистике – красный фон, белый шрифт. “Рекламная кампания стоит не более $20 000–25 000 и рассчитана в основном на внимание властей и СМИ”, – считает эксперт.

Особенно часто эти биллборды встречаются в элитном районе Киева – “Царском селе”, где живет много чиновников и депутатов. Есть они и на главной улице, Крещатике, подъездах к центру города и на мостах через Днепр. По информации Биденко, эту рекламу размещали два киевских агентства – “Октагон” и “Разборн”. В обоих агентствах от комментариев отказались, а Биденко считает, что в любом случае заказ им делал не конечный клиент, а посредник.

Сразу несколько украинских чиновников и российских металлургов высказали предположение, что заказчиком этой кампании может быть украинская группа “Приват”.

Оба упомянутых в рекламе украинских предприятия входили в империю зятя экс-президента Украины Виктора Пинчука. Правда, “Криворожсталь” уже возвращена в госсобственность и 24 октября ее продадут повторно (среди претендентов – “Северсталь” и “Евраз”). А НЗФ Пинчук попытался продать россиянам – акционерам “Евраз” и компании”Ренова”, – но не успел. Сейчас суд рассматривает дело о деприватизации НЗФ, но украинский Приватбанк позавчера заявил о готовности предложить за контрольный пакет НЗФ более $600 млн, если он будет выставлен на повторные торги. Правда, причастность банка к рекламной кампании против “Евраза” в пресс-службе Приватбанка отрицают. В “Евразе” от комментариев отказались.

Примечательно, что сами российские металлурги уже давно, не стесняясь, пользуются схожими технологиями. Когда Олег Дерипаска боролся за алюминиевые активы с TransWorld Group, на улицах Москвы висели черно-красные плакаты “Запретить толлинг. Хватит грабить Россию!”. А “Мечел” во время борьбы с “Евразхолдингом” за Коршуновский ГОК в 2003 г. размещал на уличных щитах и в печатной прессе призывы “Остановите банкротство Коршуновского ГОКа!”.

“Но я не припомню, чтобы подобные технологии ранее использовались на Украине”, – признается медиадиректор киевского офиса PR-компании Burson-Marsteller Юлия Баглай. “Это инородная стилистика, – соглашается консультант премьер-министра Юлии Тимошенко, директор Европейского института интеграции и развития Дмитрий Выдрин, – в ней чувствуется рука российских специалистов”.

Чиновник Фонда госимущества Украины вспоминает, что пропаганда деприватизации “Криворожстали” и НЗФ началась сразу же после оранжевой революции. Но, по его мнению, новые для Украины PR-технологии могут повлиять не на принятие решений о повторной приватизации предприятий, а только на общественное мнение. “Власти не должны никак реагировать на это”, – согласен Выдрин. Но Биденко не исключает, что технология “рекламных войн” получит распространение на Украине. Тем более что размещение информации на киевских биллбордах пока обходится в 2–3 раза дешевле, чем в Москве, говорит московский эксперт в области наружной рекламы. По его оценке, в российской столице за 60 биллбордов пришлось бы заплатить от $50 000 до $75 000 в зависимости от их расположения.