Нежный запах пиджака…


Этой зимой Eton Shirts, шведский лейбл, существующий с 1928 г. и усовершенствовавший немнущуюся рубашку non-iron, собирается запустить в продажу сорочки из материала, который источает запах свежего белья. А компания Lycra Body Care производит ткани, увлажняющие кожу, нейтрализующие запахи тела, регулирующие его температуру и выделяющие ароматерапевтические масла во время физических упражнений.

Пожалуй, самым модным сейчас словом в текстильной промышленности можно считать “микротехнологии” (или “нанотехнологии”). “Вопрос заключался лишь в том, какие именно технологии можно использовать в текстильном производстве для передачи ощущения чистоты и здоровья, – объясняет Мэри Уолстром, старший исследователь Invista, самого крупного мирового поставщика волокна для текстильной промышленности и головной компании предприятия Lycra Body Care. – Ответ был найден, когда мы решили вшивать в одежду микрокапсулы с такими ингредиентами, как витамин Е, алоэ вера или ароматические отдушки. Оставалось только доказать клиенту, что такая ткань не будет противной на ощупь”.

Но хотим ли мы, чтобы наша одежда воздействовала на наше здоровье? Некоторые однозначно отвечают на этот вопрос: “Нет”. “Я не хочу плохо отзываться о технологиях, – говорит Гордон Кайе, управляющий директор британской компании – производителя одежды Taylor & Lodge. – Но мужчины, которые носят костюмы от Brioni за $10 000, cшитые из нашего материала, не интересуются тем, насколько чистым выглядит их наряд. Они могут надеть костюм несколько раз и потом отдать его своему дворецкому. В самом верхнем секторе промышленности мы сохраняем лучшие традиции прошлого”. Основанная в 1883 г. компания до сих пор производит всю свою продукцию на фабрике в Хаддерсфилде.

“Любой бизнес должен развиваться, если он хочет выжить, – объясняет далее Кайе. – Япония – наш экспортный рынок номер один. Японцы требуют, чтобы летние костюмы были легкими и немнущимися. Но мы добиваемся этого благодаря нашему мастерству и экспертизе, а не с помощью микротехнологий”.

И все же такие вещи, как немнущиеся рубашки non-iron, сейчас главный продукт в коллекции не только Eton Shirts, но и других ведущих производителей рубашек. Свои собственные версии этих продуктов запустили Charles Tyrwhitt, Brookes Brothers, TM Lewin и Thomas Pink. Жан Боргард, директор по международным коммуникациям Eton Shirts, заявляет: “Честно говоря, то, что не гладится, вообще нельзя считать рубашкой. Технология non-iron заключается в том, что она позволяет погладить сорочку за одну минуту, а не за десять”.

Боргард очень положительно настроен в отношении последнего достижения Eton Shirts в области микротехнологий – ароматизированной рубашки. “Обоняние – одно из самых сильных наших чувств, – говорит он. – Запахи надолго остаются в нашей памяти, и они могут привлекать человека к продукту. Мы экспериментировали с так называемыми “мужскими” ароматами, но магазин, наполненный такими ароматами, пахнул бы, скорее, как ночной клуб. Так что в конце концов мы выбрали такой запах для рубашки, который вызывал бы положительные ассоциации у любого мужчины. Это запах свежего белья”.

“Я уверен, что это только начало, – говорит Боргард. – Уже сейчас вы можете купить костюм, в котором можно два часа простоять в прокуренном пабе и он не будет полностью впитывать запах”.

На данный момент микротехнология пропитки ткани отдушкой не позволяет сохранить запах надолго. По оценкам Боргарда, ароматное вещество в микрокапсуле будет сохраняться только первые 10–15 стирок. Поэтому сейчас идет работа над технологией, позволяющей повторно насыщать ткань отдушками или увлажнителями.

Сравнительно непродолжительный срок действия отдушек для рубашек вызывает вопрос: а нельзя ли считать это еще одним техническим трюком и новой тактикой в сфере продаж? Шибани Мохидра, международный коммерческий директор International Fragrance & Flavours, так не считает: “Мы можем выпускать самые нежные и удивительные отдушки в микрокапсулах. Идея состоит в том, чтобы у вещи был легкий, почти неуловимый запах. Но компании должны быть осторожны. Если, например, Calvin Klein пропитает рубашки запахом Obsession, то мужчины, которые не пользуются этим одеколоном, не станут их покупать”.

“И все же хорошо подобранный запах может заставить розовый кашемировый свитер пахнуть мягче и, если так можно сказать, “по-розовому”. Вот как можно использовать наше обоняние, которое так тесно связано с эмоциональной частью нашего мозга”, – добавляет он.

А Уолстром говорит: “До сих пор мы воспринимали одежду в основном глазами и на ощупь. Теперь у нас появилась третья система измерения: нравится ли нам, как эта вещь пахнет? Кроме того, мы разработали технологию, которая блокирует и нейтрализует запах”. Тренировочные брюки или носки, поглощающие запахи? Не торопитесь смеяться, все только начинается… (FT, 16.07.2005, Мария Подцероб)