Telefonica может купить KPN


Еще несколько лет назад на европейском телекоммуникационном рынке практически не происходило слияний операторов. После бурной экспансии конца 1990-х лопнувший пузырь интернет-экономики привел отрасль к кризису и построенные мощности оказались избыточными. Но ныне рынок сотовой связи уже насыщен и не позволяет национальным операторам надеяться на значительный рост. В этих условиях многие компании рассматривают в качестве оптимального решения сделки слияния и поглощения, дающие выход на зарубежные рынки.

Нынешний раунд слияний в Европе начала France Telecom, купившая в июле за 6,4 млрд евро одного из испанских операторов сотовой связи. Deutsche Telekom вела с KPN переговоры о совместной покупке британского сотового оператора O2, но они были прерваны по инициативе немецкой стороны. Теперь же речь идет о возможной покупке самой KPN.

Потенциальная сделка между Telefonica и KPN, очевидно, будет носить дружественный характер: ведь около 20% акций KPN принадлежит правительству Нидерландов, которое сможет заблокировать любую попытку враждебного поглощения. Пока между Telefonica и KPN состоялись лишь предварительные встречи, теперь сторонам предстоит сформировать команды для участия в переговорах. Впрочем, информированные источники не исключают, что одна из сторон откажется от переговоров. В понедельник представитель Telefonica Мигель Анхель Гарсон сообщил, что у его компании пока не было контактов с руководством KPN. Представители нидерландской компании отказались комментировать ситуацию, а правительственные чиновники заявили, что пока не получали от Telefonica никаких предложений.

На вчерашних утренних торгах на Амстердамской бирже акции KPN выросли в цене на 3,5% до 7,72 евро. Акции Telefonica на Мадридской бирже подешевели на 0,7% до 13,52 евро.

В 2000 г. компании уже вели переговоры о слиянии и были близки к заключению сделки, но совет директоров Telefonica в последнюю минуту заблокировал ее. Сумма сделки, о которой идет речь сейчас, примерно на две трети меньше цены, обсуждавшейся на переговорах в 2000 г.

Сейчас у KPN более 24 млн абонентов сотовой и проводной связи в Нидерландах, Бельгии и Германии. Если эта компания окажется поглощенной, то можно ожидать, что крупные игроки европейского рынка активизируют попытки купить операторов вроде O2, чтобы закрепить за собой статус ведущего европейского провайдера телекоммуникационных услуг. Возможно, что и Telefonica, поглотив KPN, проявит интерес к покупке O2. Если же сделка с KPN не состоится, у испанской корпорации тем более будет стимул приобретать новые активы. Поток ее денежных средств исчисляется десятками миллиардов евро, и даже после выплаты дивидендов и долгов у нее остаются свободные ресурсы для поглощений. (WSJ, 3.10.2005, Александр Силонов)