Кары для Каримова


Министры иностранных дел стран ЕС на встрече в Люксембурге приняли решение о приостановке действия Договора о партнерстве и сотрудничестве с Узбекистаном и введении санкций на поставки оружия в эту страну. Это первый случай односторонней приостановки союзом подобного договора с иностранным государством. Брюссель пошел на эти шаги в ответ на отказ Ташкента разрешить независимое международное расследование событий в Андижане в мае 2005 г. Кроме того, Евросоюз запретил въезд на свою территорию высших должностных лиц Узбекистана, ответственных за “неразборчивое и необязательное применение силы” в ходе подавления андижанского мятежа. Тогда, по официальным данным правительства страны, погибли 187, а по оценкам независимых правозащитников – до 700 человек.

Европейская экономическая помощь Узбекистану подверглась лишь небольшим сокращениям: из $9,5 млн, которые предполагалось предоставить Ташкенту на нужды развития в 2005 г., $1,8 млн будут переадресованы неправительственным организациям. А программа помощи на 2006 г. будет сокращена с $13,6 млн до $11,2 млн, причем сэкономленные средства будут направлены на оказание прямой помощи беднейшим слоям населения в Киргизии и Узбекистане.

На прошлой неделе решение о замораживании помощи Узбекистану в объеме $21 млн приняли США. А в американский конгресс был внесен проект резолюции с требованием к администрации добиваться передачи вопроса о роли узбекского президента Ислама Каримова в андижанских событиях в Международный уголовный суд. Однако для этого США потребуется провести соответствующее решение через Совет Безопасности. Что будет непросто: Россия и Китай – партнеры Узбекистана по Шанхайской организации сотрудничества, поддержавшие действия Каримова в ходе андижанского инцидента, являются постоянными членами СБ ООН и обладают правом вето на любые решения этого органа.

“С дипломатической точки зрения решение Евросоюза – серьезный удар по Каримову, но на его позиции внутри страны это не повлияет”, – говорит Дмитрий Александров из Российского института стратегических исследований. По словам эксперта, “Каримов не нуждается в европейском и американском оружии – после распада СССР у него остались крупные советские военные склады, кроме того, сохраняется ВТС с Россией”. С Александровым согласен Джеймс Никси из лондонского Королевского института международных отношений, по мнению которого “ЕС подчеркнул свою обеспокоенность ситуацией с правами человека в Узбекистане”, однако он не нанесет непосредственного ущерба узбекскому президенту.