ДУМКА МОСКАЛЯ: Кофейная нестабильность и бабье лето


КИЕВ – Предвыборные баталии на Украине развиваются с такой скоростью, что тщательно продуманные политиками медиаповоды просто тонут в сонме себе подобных. Реприватизация, коррупционные скандалы и отставка Юлии Тимошенко – уже почти прошлое. Деньги Березовского, новое правительство, меморандум Ющенко и Януковича, покушение на полковника Мельниченко – список тем обновляется ежедневно, и поспеть за ними невозможно.

И что бы ни говорили про разочарование и омерзение от предвыборных скандалов, все выглядит вполне оптимистично – особенно на фоне России, где “народ и партия едины”. Потому что разборки и постоянные изменения – первый признак наличия политики, что с трудом можно сказать о России с ее политической стабильностью. Впрочем, у украинцев сейчас такая же апатия, как и у россиян: несмотря на обилие тем, на кухне или за чашкой кофея политику почти не обсуждают.

Объясняется все просто – для политиков сейчас неблагоприятные погодные условия. В прямом смысле. В Киеве стоит бабье лето. Падают каштаны, оставляя вмятины в припаркованных машинах, ошарашенных прохожих увозят в травмпункты, красивые до невозможности киевлянки гуляют по улицам в мини-юбках и топиках. Тут забудешь даже харизматичную Юлию Тимошенко с ее триумфальной поездкой в Москву, не говоря уж про других – куда менее привлекательных – политиков, которые просто не вылезают из телевизора. Результат налицо – большинство моих киевских друзей сейчас думают о том, как бы провести оставшиеся теплые деньки (Крым с его морем и Карпатские горы – одинаково близко), а вот за кого голосовать на парламентских выборах – не знает, кажется, еще никто.

Погода – это как мобильные телефоны, которые обсуждают, когда уж совсем не про что поговорить. А есть другая, и вполне человеческая тема, которая сейчас не менее актуальна, – курс гривны. Перетряски в правительстве и сопутствующие скандалы привели к ее незначительному, но падению, а главное, к потере бытовой стабильности: утром одного дня за доллар дают 5,05 грн, а на следующий – уже 5,12. Киевлян, впрочем, и эта тема не сильно волнует. По моим личным наблюдениям, на Украине гораздо меньше людей, чем в России, привязано к доллару. По сравнению с московскими обменными пунктами киевские – что-то вроде будки, где чистят обувь. Такое ощущение, что их тут даже не грабят, – иначе сложно объяснить отсутствие охраны, бронированных стекол и проверки паспортов.

В общем, киевляне изменений, может, и не заметили, а я заметил сразу. Конечно, я понимаю, что, несмотря на уверения Нацбанка Украины о том, что колебание курса допускается во избежание валютно-курсовой нестабильности, падение гривны, скорее всего, свидетельствует как раз о политической нестабильности и недоверии украинцев к собственной валюте. Но по-настоящему мне важнее вот что. Теперь я могу с каждых 100 у. е. выпить на чашку кофея больше. А через пару дней снова – на пару чашек меньше.

Пока кофейная нестабильность не обрела заметных для всех масштабов, а бабье лето продолжается – усилия политиков пропадают впустую. Предвыборная гонка набирает обороты, а людям – по барабану. В баре, где я как раз и почувствовал падение курса, политике отведена целая комната – туалет. Там установлена радиоточка и ведется беспрерывная трансляция из Верховной рады. Для меня это один из главных информационных источников, и первое время я удивлялся, что принесенные мною новости никого не интересуют.

В поездах тоже установлены радиоточки – слушал, пока ездил во Львов. На пути туда заспанным пассажирам рассказали о деньгах Березовского – политтехнологи думали, что это бомба. Мои соседи решили, что Валерий Меладзе и его песни интереснее. На пути обратно радио сообщило о встрече Ющенко и Януковича – я чуть не свалился с верхней полки, а мои попутчики спокойно продолжали есть курицу.

Можно сколько угодно списывать отсутствие у людей интереса к политике на разочарование, как это делают политологи, или на погоду, как это делаю я. Но правда все же не совсем там. Оранжевая революция была событием такого масштаба, что политизированность охватила все население страны. Ее результат – не президентство Виктора Ющенко или премьерство Юлии Тимошенко, а колоссальное поднятие планки: появилась гражданская сознательность и все ждут, что политика должна быть наполнена реальными делами, а не предвыборными обещаниями. И пока политики не способны породить ничего нового, а политтехнологи продолжают засорять сознание населения надоевшими историями о деле Гонгадзе, коррупции в высших эшелонах власти и эфемерными разговорами об идеалах Майдана, девочки в мини-юбках, песни Валерия Меладзе и копченая курица по-прежнему будут людям ближе и важнее политики.