Узбекистан в подарок


В конце прошлой недели президенты России, Казахстана, Узбекистана, Таджикистана и Киргизии собрались в Санкт-Петербурге, где устроили торжественные похороны организации Центрально-Азиатского сотрудничества (ЦАС). “ЦАС сложно назвать серьезной организацией. Она не обсуждает реальные проблемы”, – признавался накануне высокопоставленный источник в Кремле.

Лидеры решили слить ЦАС с ЕврАзЭС, объяснив это совпадением “целей и задач” организаций. Слияние осуществили в форме вступления в ЕврАзЭС Узбекистана. В Кремле признают, что это решение принималось не без участия Москвы, “хотя никто узбеков не заставлял и не уговаривал”.

7 октября, в день своего рождения, Путин встретился с Каримовым. Президент Узбекистана предложил Путину выходить “на уровень союзнических отношений”. “Речь не идет о том, что Россия собирается создавать с Узбекистаном союзное государство, – поясняет чиновник администрации президента. – Мы хотим выйти на уровень сотрудничества, аналогичный с Казахстаном”.

Отношения России и Узбекистана стали стремительно налаживаться после подавления узбекскими силовыми структурами мятежа в Андижане 13–14 мая. Тогда официальные власти Узбекистана поддержали лишь Россия и Китай, в то время как Госдепартамент США обвинил узбекских силовиков в массовых нарушениях прав человека. В начале июля Каримов призвал США назвать конкретные сроки вывода американских военных баз из Центральной Азии. А спустя месяц Ташкент разорвал соглашение о присутствии американских войск на базе Карши-Ханабад. В ответ американцы заморозили помощь Узбекистану в объеме $21 млн, а Евросоюз запретил любые поставки оружия в Узбекистан.

“Во внешней политике Каримов всегда любил играть на противоречиях, в том числе российско-американских, – говорит Дмитрий Александров из Российского института стратегических исследований. – Но после андижанских событий Каримову остается уповать на Россию”.

У России и Узбекистана есть серьезный задел и в экономической сфере. “Узбекистан по-прежнему остается главным поставщиком хлопка для отечественных текстильщиков и для оборонного комплекса, – говорит завотделом Средней Азии и Казахстана Института стран СНГ Андрей Грозин. – В Узбекистане уже работают “Газпром” и ЛУКОЙЛ”. А эксперт Центра анализа стратегий и технологий Константин Макиенко указывает на $1,5-миллиардный контракт по линии “Рособоронэкспорта” на поставку собираемых в Ташкенте самолетов Ил-76 в Китай, который “перекрывает ущерб Ташкента от прекращения поставок оружия из ЕС”.

“Узбекистан – один из претендентов на лидерство в Центральной Азии, – говорит Александров. – Несмотря на экономический кризис, в республике не разрушена промышленность и сохранен мощный оборонный потенциал”. “Для России очень важно делать ставку не только на Казахстан, но и на Узбекистан, чтобы иметь возможность маневра по отношению к другим странам, – добавляет Грозин. – Но говорить об объединении не стоит: бремя ответственности за тяжелую социально-экономическую ситуацию в Узбекистане – непосильная ноша для российского бюджета”.