Равнение на женщин


В других странах тоже выпускаются продукты, предназначенные для женщин. В 2004 г. Volvo представила публике концепт-кар Volvo YCC, который позиционировался как “машина, разработанная женщинами для женщин”. Автомобиль имел большой успех у обозревателей авторынка и посетителей автосалонов, но не был запущен в производство. В Volvo, однако, не исключают, что Volvo YCC все-таки попадет в серию. “Сегодня женщины – самая могущественная и быстро растущая потребительская группа в мире даже в таких “мужских” отраслях, как автопром. Например, они чаще покупают очень дорогие машины. Американки в год тратят на разные товары и услуги сумму, равную годовому бюджету Японии”, – рассказала “Ведомостям” пресс-секретарь “женского проекта Volvo” в шведском Гетеборге Татьяна Бутович. В США 54% продаж автомобилей Volvo приходится на женщин, так что идея сделать машину, “разработанную женщинами для женщин, в высшей степени рентабельна и выгодна”, говорит она.

Goldman Sachs составил список из 115 японских компаний, на ценах акций которых может положительно сказаться растущая экономическая активность женщин. С 1990 г. занятость среди японских женщин росла на 3 процентных пункта в год, достигнув 60%, их располагаемый доход вырос и сегодня они готовы тратить на себя гораздо больше денег, отмечает Goldman Sachs. Многие имеют собственный доход, более половины женщин в возрасте 25–29 лет не замужем (в 1980 г. – четверть), а те, кто замужем, меньше времени тратят собственно на семью и больше – на работу и отдых. Все это положительно влияет на бизнес компаний, продающих традиционно женские продукты (например, косметику, одежду). Опосредованно от этой тенденции, считают в Goldman Sachs, могут выиграть и компании других секторов. Например, пятый по величине банк страны Resona, сформировавший в этом году инвестиционный фонд “Люби меня!”, ориентированный на молодых одиноких женщин, которые, как считается, больше работают и интересуются инвестициями. Или компания Leopalace21, которая строит и сдает в аренду квартиры для одиноких людей.

Платежеспособный спрос российских женщин тоже растет. По данным исследовательской компании “Комкон”, занятость среди горожанок старше 16 лет в первом полугодии 2005 г. составляла 58,2%, тогда как в 2001 г. – 52,7%. Никаких материальных затруднений и тогда, и сейчас не испытывали лишь 0,6%. Однако доля тех, у кого “заработков хватает на все, кроме недвижимости”, выросла с 3% до 6,8%, а тех, у кого “денег хватает на крупную бытовую технику”, – с 4,9% до 14,4%. Пять лет назад с высказыванием “я ищу менее дорогие покупки/товары, когда хожу за покупками” были согласны 70,4% женщин, сегодня – 54,9%.

“За последние пять лет женщины стали больше зарабатывать, сегодня среди руководителей высшего и среднего звена их гораздо больше, чем раньше, – делится наблюдениями гендиректор консалтинговой компании HR Partners Галина Мельникова. – Во многом это связано с тем, что женщины гибче. Мужчины более амбициозны, иногда они не готовы работать на более молодого начальника или на начальника-женщину”. Сегодня женщины работают в таких областях, где раньше их практически не было, – они продают автомобили, их чаще берут на менеджерские позиции, отмечает директор московского офиса рекрутинговой компании Ancor Елена Новикова. “Мы активно нанимаем женщин на позиции менеджеров по продажам ценных бумаг. Они гораздо лучше могут работать с клиентами, чем мужчины”, – говорит управляющий директор инвесткомпании “Антанта Капитал” Евгений Коган.

Рост платежеспособного спроса и изменения в стиле жизни женщин не могут не замечать в компаниях, продукция которых ориентирована как раз на представительниц прекрасного пола. “Продажи глянцевых журналов для женщин растут, как и рекламные бюджеты компаний, размещающих в них рекламу. А раз эти компании неплохо зарабатывают на женщинах, получается, что покупательная способность россиянок растет”, – говорит Елена Мясникова, директор издательского дома Independent Media Sanoma Magazines, выпускающего такие журналы, как Cosmopolitan, “Домашний очаг”, Harper’s Bazaar. В 2003 г. среднемесячный тираж Cosmopolitan в годовом исчислении составлял 418 542 экземпляра, а в 2005 г. – 780 087, причем три месяца в этом году он превышал 1 млн экземпляров. На 2006 г. Мясникова прогнозирует среднегодовой тираж в 900 000.

Из компаний, акции которых торгуются на российском фондовом рынке, непосредственно на женщин ориентирован, пожалуй, только бизнес косметического концерна “Калина”. Но Коган говорит, что аналитики на нашем рынке не смотрят, на кого работают компании – на мужчин или на женщин. Между тем, как свидетельствует японский опыт, это может оказаться полезным. Составленный Goldman Sachs индекс из 115 компаний вырос за прошедшие 10 лет на 51%, при том что сам японский рынок находился в многолетнем “медвежьем” тренде. Индекс “голубых фишек” Nikkei 225 упал за это время на 5%, индекс всех японских акций Topix – более чем на 20%.