Уже не Клондайк


“В течение ближайших 12 месяцев рентабельность нефтяной отрасли должна резко снизиться – более чем на треть”, – говорится в опубликованном на днях исследовании Объединенной финансовой группы (ОФГ). По мнению экспертов инвесткомпании, среднегодовой уровень цены на нефть в 2005 и 2006 гг. будет примерно одинаковым – $58 за баррель нефти марки Brent. Но если в этом году у российских нефтяных компаний суммарная EBITDA [прибыль до уплаты налогов, процентов по кредитам и амортизации] составит $58 млрд, то в следующем – упадет до $38 млрд, подсчитали эксперты ОФГ. Они объясняют это ростом затрат из-за инфляции и укрепления рубля, но основная причина – налоговый режим.

Экспортные пошлины на нефть рассчитываются на основе цен на Urals по результатам двухмесячного мониторинга, на установление нового значения уходит еще до месяца. Этот временной промежуток и может сыграть злую шутку, считают в ОФГ, когда нефть начнет дешеветь, а пошлины будут рассчитываться на основе прежних высоких цен. Эксперты инвесткомпании предсказывают, что в следующем году цена нефти пойдет вниз, но средняя ставка экспортной пошлины составит $26,59 за баррель – выше, чем средние за этот год $18,15.

С логикой коллег согласен и экономист инвестбанка “Траст” Евгений Надоршин: “В этом году цены росли, и компании только выигрывали от разрыва в установке пошлин, а вот в случае их снижения прибыльность будет сокращаться”. Олег Максимов из “Тройки Диалог” ожидает, что в следующем году нефтяные котировки пойдут вниз: его “осторожный” среднегодовой прогноз – $45 за баррель смеси Urals (на $3,5–4 дешевле сорта Brent. – “Ведомости”). Аксель Буш из Oil Intelligence считает, что в 2006 г. баррель Brent будет стоить $55–65, а прогноз аналитика “Атона” Дмитрия Лукашова – $50.

“Двухмесячный лаг при расчете экспортной пошлины может негативно сказаться на рентабельности в случае резкого падения цен”, – соглашается с аналитиками замгендиректора “Татнефти” Азат Ягафаров. Но он не ожидает, что это случится уже в следующем году. А вот руководители “Лукойла” более пессимистичны. Бюджет компании на следующий год сверстан исходя из цены Urals $35–40 за баррель, сообщил начальник отдела по связям с инвесторами Геннадий Красовский, а в бюджете-2005 закладывалась цена в $45.

Правда, правительство не устает совершенствовать налогообложение нефтяной отрасли. В результате предыдущие годы налоговая нагрузка на нефтяников только росла, и сейчас, по подсчетам нефтяников, государство забирает в виде налогов 50–70% их выручки. А рост добычи нефти замедлился с прошлогодних 9–10% до 2,4% за первые 10 месяцев этого года (390,23 млн т). Это влияние налоговой нагрузки, предполагает министр природных ресурсов Юрий Трутнев. И Минприроды признает, что подобный уровень налогообложения нефтяной отрасли существует лишь в Габоне и Камеруне. Теперь чиновники обсуждают разные способы налоговых послаблений для нефтяников: введение “налоговых каникул” для новых месторождений, дифференциация налога на добычу для выработанных месторождений, введение понижающих коэффициентов к ставке этого налога при цене нефти выше $40. Но скорого эффекта от этих дискуссий участники рынка не ждут. “Мы сомневаемся, что до конца этого года налоговые инициативы обретут силу закона. Следовательно, в налоговое законодательство вряд ли будут внесены изменения, способные повлиять на рентабельность компаний в следующем году”, – отмечается в отчете ОФГ.