Фрадков – это риск


Консалтинговая компания CRG публикует сегодня очередной ежегодный доклад “Карта рисков 2006”, который содержит прогнозы политических рисков и угроз в сфере безопасности для ведения бизнеса в 200 странах. Риски оценивались по пятибалльной шкале – от незначительных до экстремальных. Экстремальный уровень отмечен в Ираке, Сомали, Уганде и Буркина-Фасо и означает, что государство не может обеспечить минимальной защиты собственности. В СНГ риски на 2006 г. оцениваются как “средние”, кроме Грузии, Киргизии и Таджикистана, где они “высокие”.

Как и год назад, политические риски в России в докладе оценены как “средние” – кроме Северного Кавказа, где они “высокие”, и Чечни – где даже “экстремальные”. На остальной территории страны на прежнем уровне сохранятся коррупция правоохранителей, уличная преступность и преступления на почве национальной розни.

Главным политическим событием 2006 г. CRG называет отставку премьер-министра Фрадкова, работа которого “разочаровывает”, и, вероятно, Путин заменит Фрадкова на политика, которого он хотел бы поддержать на выборах 2008 г. Летом Путин, отвечая на вопрос “Ведомостей”, заявил, что не жалеет о назначении Фрадкова премьером и с обязанностями тот справляется “вполне удовлетворительно”. “Думаю, позиция президента с тех пор не поменялась, – говорит чиновник администрации президента. – Аналитики повторяют сценарий прихода к власти самого Путина, который, прежде чем стать президентом, успел поработать премьером. Но сейчас в силу высокой популярности Путина воспроизводить эту модель нет никакой необходимости”.

“Замена Фрадкова на преемника” – лишь один из вариантов решения проблемы 2008 г., рассматриваемых Кремлем, говорит Андрей Рябов из Московского центра Карнеги. Еще не исчерпана тема внесения поправок в Конституцию или объединения России и Белоруссии, с тем чтобы продлить полномочия Путина. “Но если Кремль найдет преемника, то назван он будет не раньше 2007 г., ведь чем дольше президент будет сохранять интригу, тем больше у него останется возможностей для политического маневра”, – говорит Рябов. Гендиректор Центра политической конъюнктуры России Константин Симонов соглашается, что с заменой Фрадкова британцы поторопились: за два года до выборов назначить преемника – это “фантастический сценарий”.

Правительство, пишет CRG, будет стимулировать иностранные инвестиции в ТЭК, но в тех месторождениях, которые будут признаны стратегическими, иностранцам придется довольствоваться незначительной долей. “Этот негласный принцип Кремль будет использовать не только в нефтянке, но и в других ведущих секторах отечественной экономики, чтобы не утратить контроля”, – рассказывает совладелец крупнейшей российской финансово-промышленной группы. Сверхдоходы от нефти пойдут на внешний долг, социальный сектор и инфраструктуру.

Иностранцы, работающие в России, не слушают экспертов. “Мы, конечно, читаем исследования и газетные публикации, но в первую очередь полагаемся на свой опыт, а не на аналитиков”, – говорит представитель Shell Максим Шуб. “В первую очередь мы смотрим на макроэкономические показатели, – добавляет пресс-секретарь Glaverbel Vostok Алиса Сычева. – Развитие российской экономики идет динамично”. “Любая крупная западная компания, которая занимается прямыми инвестициями, исследует риски, опираясь на собственную систему анализа, и вряд ли серьезно ориентируется на выводы сторонних экспертов”, – убежден президент Института энергетической политики Владимир Милов.