Конкуренты не готовы


Один из потенциальных конкурентов “Ростелекома” – МТТ готов начать работать с 1 января. В эти же сроки по условиям лицензии обязан уложиться и GT. “К январю мы будем готовы сдать сеть Россвязьнадзору”, – обещает директор по корпоративным связям и PR компании Анна Чин-Го-Пин. “Но широко рекламировать свои услуги мы начнем, лишь когда регулятор объяснит, как рассчитывать тарифы на присоединение сетей и пропуск трафика, и доработает методики применения этих тарифов”, – оговаривается она. Пока эти вопросы не решены, конкуренции не бывать, считает сотрудник крупной телекоммуникационной компании.

Как рассказал директор департамента госполитики в области инфокоммуникаций Мининформсвязи Виталий Слизень, министерство готовится выпустить приказ, присваивающий каждой из компаний, получивших лицензии на дальнюю связь, код доступа к ее сети. “Это будут двузначные префиксы, начинающиеся предположительно с “5”, – рассказал он. Благодаря этому абоненты смогут сами выбирать оператора, набирая вслед за “восьмеркой” тот или иной код. Но прежде операторы обязаны построить сети дальней связи, позволяющие оказывать услуги по всей стране, отметил Слизень.

Сейчас, несмотря на монополию, услуги дальней связи предоставляют многие компании. Часть из них имеет соответствующие лицензии (обязывающие их отдавать трафик “Ростелекому”), большинство же передает голос в виде оцифрованных данных, называя это телематической услугой. Но с 2006 г. право связывать абонентов с другими городами и зарубежьем останется лишь у операторов, построивших сети по всей стране. Остальные могут стать их агентами, обслуживая абонентов по тарифам операторов дальней связи, говорят в пресс-службе Мининформсвязи.

“Мы поддерживаем идею либерализации рынка, но если новые правила вступят в силу с 1 января, то ситуация ухудшится”, – убежден гендиректор компании “Р.И.М.2000М”

(работает под торговой маркой “РИМ Телеком”) Александр Волеводз. Ни один из операторов, планирующих составить конкуренцию “Ростелекому”, к началу января не будет готов к этому технически, считает он. В результате всем операторам местного уровня, не желающим отказывать своим абонентам в услугах дальней связи, придется заключить агентские соглашения с “Ростелекомом”, тарифы которого сейчас в среднем “в 3–7 раз” выше, чем у альтернативных операторов, говорит Волеводз. “Это убьет наш бизнес: абоненты начнут уходить к операторам, удерживающим дешевые тарифы благодаря незаконным схемам увода трафика”, – опасается он. Директор по связям с общественностью и инвесторами “Ростелекома” Антон Клименко обещает, что его компания постарается предложить местным партнерам максимально гибкие цены, но напоминает, что сейчас часть тарифов “Ростелекома” регулируется государством.

Поэтому и вступление в силу новых правил необходимо отсрочить, считает Волеводз. “В противном случае мы будем вынуждены отказаться собирать от абонентов платежи за звонки в другие города и страны, – говорит он. – И “Ростелекому” придется самому выстраивать отношения с 42 млн абонентов, пользующихся дальней связью в стране”. Но для обслуживания конечных абонентов у “Ростелекома” нет ни персонала, ни опыта: ведь до сих пор он работал с ними напрямую только в Москве, отмечает вице-президент “Корбины Телеком” Александр Малис. Потому “Ростелеком” и стремится обзавестись партнерами в регионах, объясняет он.

Но у потенциальных партнеров имеются вопросы. “Вариант соглашения, который прислал нам “Ростелеком”, обязывает агентов отчитываться перед ним обо всех абонентах и их звонках, – рассказывает гендиректор “Зебры Телеком” Виктор Каледин. – Чтобы выполнить эти требования, нам придется потратиться на внедрение специальных форм отчетности и нанять еще нескольких бухгалтеров”. “Без обмена между операторами информацией все равно не обойтись”, – отвечает Клименко. А “Ростелеком” будет платить агентам вознаграждение, поощряя тех, кто работает добросовестно, добавляет он. Но будет лучше, если местные операторы заключат соглашения с несколькими операторами дальней связи сразу, чтобы сравнить, с кем сотрудничать выгоднее, говорит Малис.