$1 млрд мало


Общая сумма подписанных в конце ноября оружейных контрактов с Ираном превысит $1 млрд, сообщил “Ведомостям” источник в оборонно-промышленном комплексе. Помимо поставок 32 ЗРК “Тор М1” стороны договорились о продаже патрульных катеров и модернизации самолетов Су-24 и МиГ-29 советского производства, которые в количестве 24 и 35 единиц имеются у Ирана. Частично они были поставлены в начале

90-х гг., а частично принадлежали ВВС Ирака, но были конфискованы иранским правительством. Другой источник, близкий к сделке, утверждает, что в подписанных контрактах речь идет только о “Торах” и радиолокационных станциях, а о модернизации самолетов и поставке катеров достигнута предварительная договоренность. Это подтвердил “Ведомостям” и менеджер одного из предприятий авиапромышленности.

Источники рассказали, что еще два года назад Иран поставил вопрос о создании Россией комплексной системы ПВО, включая поставку комплекса С-300 ПМУ, задачей которого явилась бы охрана АЭС в Бушере, построенной российскими специалистами. “Торам” отводилась роль по охране самого С-300 от атаки на него противорадиолокационными ракетами. При этом в систему ПВО было предложено интегрировать имеющиеся у Ирана американские ЗРК “Хок”, английские “Рапира” и поставленный Россией в начале 1990-х гг. комплекс С-200. Однако необходимых для создания столь сложной системы средств Иран выделить не смог, и стороны договорились о компромиссе в виде поставок “Торов” и радиолокаторов. По словам источника в промышленности средств ПВО, такая комплексная система могла бы стоить “больше $2 млрд, но точную цифру назвать невозможно, поскольку таких сложных задач еще никто не выполнял”.

Несмотря на ограниченность сделки с Тегераном, этот контракт станет вторым по объему в этом году. “Это большое достижение торговцев российским оружием, – говорит эксперт Центра анализа стратегий и технологий Дмитрий Васильев. – Особенно на фоне ожидающихся во время визита Владимира Путина в Алжир в феврале будущего года крупных контрактов с этой страной на поставку нескольких десятков истребителей МиГ-29 и другой техники на $1,5 млрд. России удалось диверсифицировать свои рынки”. А эксперт авторитетного британского оборонного издания Jane’s Алекс Ватанко говорит, что ограниченный характер сделки на руку Москве и по политическим причинам. “Если бы Россия согласилась построить Ирану суперсистему ПВО, то это был бы более политически опасный шаг. Такое решение показало бы миру, что Россия открыто становится на сторону Ирана в противостоянии с Западом и готова пойти на все возможные шаги, чтобы защитить Тегеран”, – говорит Ватанко.