Бюджет Самары принят


Вчерашнее заседание Самарской городской думы показало, что проходившие в ноябре – декабре консультации сторонников и противников мэра Георгия Лиманского о совместной работе над бюджетом и уставом города ни к чему не привели. Депутаты приняли бюджет на 2006 г. без участия руководителей горадминистрации, хотя они и были приглашены на заседание. Не было и депутатов-“меньшевиков”, лояльных мэру.

Окончательная редакция бюджета с администрацией не согласована, пояснил “Ведомостям” председатель бюджетного комитета Михаил Куцев, так как чиновники слишком затягивают работу с документами. Дорабатывать бюджет пришлось самому комитету, сказал он. В итоге гордума приняла бюджет окончательно сразу в двух чтениях по доходам в размере 9,02 млрд руб. (с учетом дотаций из вышестоящих бюджетов) и расходам в 9,66 млрд руб.

В мэрии, напротив, считают, что совместную работу саботируют депутаты. По закону дума должна была принять бюджет в первом чтении, после чего создать согласительную комиссию для работы над разногласиями, говорит первый заместитель главы администрации города Валерий Троян. Поскольку этого сделано не было, депутаты нарушили процедуру принятия бюджета, считает Троян и не исключает оспаривание его в судебном порядке. В чем состоят разногласия по бюджету между депутатами и чиновниками, он не сообщил. С Георгием Лиманским вчера связаться не удалось.

По существу, сейчас в городе повторяется история с бюджетом-2005, который был принят оппозиционными мэру “большевиками” и поэтому не исполняется горадминистрацией. Финансирование ведется ежемесячно из расчета 1/12 от бюджета 2004 г. Но на этот раз мэрия не сможет так свободно распоряжаться казной, говорит вице-спикер думы Виталий Ильин: “По новому законодательству финансирование пойдет через Федеральное казначейство, которое будет контролировать его соответствие бюджетной росписи”.

Не разрешен и спор вокруг нового устава Самары. Для того чтобы взять ситуацию под свой контроль, весной 2005 г. дума утвердила новый устав Самары, содержащий положение об избрании мэра на заседании думы из числа депутатов, что не устраивает сторонников Лиманского. Устав был зарегистрирован со скандалом: 17 октября отдел Минюста в Самаре отказал в его регистрации, но начальник отдела был уволен, и 18 октября свидетельство было подписано. В городе прошли митинги сторонников мэра, прокурор Самары вынес протест на устав города, а Генпрокуратура РФ решила проверить обстоятельства его регистрации.

На этой неделе представитель отдела Генпрокуратуры в Приволжском федеральном округе, пожелавший остаться неназванным, сообщил “Ведомостям”, что, по его мнению, устав был зарегистрирован с нормами, противоречащими федеральному законодательству. Однако дальнейшие действия надзорного органа будут зависеть от реакции Самарской гордумы на протест прокурора Самары на устав города, сказал юрист.

Вчера депутаты рассмотрели претензии к уставу: сначала они внесли в него изменения, поправив те статьи, которые не устраивали прокурора, а затем отклонили протест на том основании, что замечания уже исправлены. Представитель прокуратуры Анна Бербасова не стала комментировать поправки, пояснив, что их еще предстоит проанализировать. Но, как пояснил на условиях анонимности сотрудник Генпрокуратуры, исправление норм устава не имеет отношения к процедуре его регистрации 18 октября: если прежние нормы не соответствовали законодательству, то и их регистрация – тоже. А исправленный и дополненный устав должен быть вновь зарегистрирован, но в законном порядке.

Троян говорит, что горадминистрация рассматривает возможность оспорить в суде наряду с бюджетом и законность устава. По его мнению, проведенные 18 декабря публичные слушания по обсуждению поправок в него прошли с грубейшими нарушениями процедуры и потому их результаты нелегитимны.

Как считает координатор ассоциации в защиту прав избирателей “Голос” Людмила Кузьмина, Генпрокуратура устав не отменит. “Это решается на самом верху, а прямые выборы мэров отменили уже во многих городах”, – говорит она. Администрации выгодно “непризнание” принятого думой бюджета, добавляет Кузьмина, поэтому нынешняя ситуация продлится и в 2006 г. Таким образом, противостояние между исполнительной и законодательной ветвями самарской власти может тянуться еще долго, считает она.