Кто в “Рост” пошел


В июле “Рост” сообщил, что номинальным держателем 51% его акций стал Инвестторгбанк. Представители Инвестторгбанка получили контроль над четырьмя акционерами “Роста” (у ООО “Эльза”, “Шейди”, “Локотайм” и “Немакс” в сумме был 51%). В начале декабря агентство AК&М со ссылкой на председателя правления Инвестторгбанка Владимира Гудкова сообщило о сформированной банковской группе, куда вошли три “дочки” Инвестторгбанка (“Рост”, Владимирский промышленный банк и Волго-Окский банк), и намерении довести долю в “Росте” и Владпромбанке до 100%. На базе “Роста” планировалось создать банк для обслуживания VIP-клиентов. Но 19 декабря “Рост” объявил, что 51% акций консолидировали его менеджеры во главе с предправления Алексеем Горьковым. В тот же день внеочередное собрание акционеров “Роста” за полчаса (с 10.00 до 10.30) переизбрало совет директоров. В нем не оказалось представителей Инвестторгбанка во главе с председателем Геннадием Платоновым, вместо него совет возглавил Анатолий Макаев (владелец сети автосалонов, бывший зампред правления Содбизнесбанка), кроме него появились Алексей Гриншпун (председатель совета директоров животноводческого комплекса “СВ-Поволжское”) и Сергей Воробьев (первый замгендиректора компании “Агроплемсоюз”). Гриншпун объяснил свое появление желанием “применить на практике финансовые знания и помочь банку улучшить работу”.

В “Росте” уверены, что Инвестторгбанк предпринял попытку недружественного поглощения. “Нам казалось, что мы нашли инвестора в лице Инвестторгбанка, которому был уступлен 51% акций с условием проведения допэмиссии и привлечения крупных клиентов, – рассказал топ-менеджер “Роста” на условиях анонимности. – Но Инвестторгбанк попытался перевести часть бизнеса на себя, заблокировал расширение сети в регионах и сорвал допэмиссию на 100 млн руб.”. Он также сказал: “После длительных переговоров с руководством Инвестторгбанка мы приняли совместное решение – разойтись полюбовно, выкупив обратно 51% акций”.

Но в Инвестторгбанке эту информацию опровергают и говорят, что менедждмент банка “Рост” подделал документы. “Эльза”, “Шейди”, “Локотайм” и “Немакс” уже обратились в правоохранительные органы, сообщила “Ведомостям” пресс-секретарь Инвестторгбанка Людмила Егоркина. “Никакого собрания акционеров [19 декабря] не было, это фальсификация – там не присутствовали настоящие акционеры, процедуры не были соблюдены, члены совета директоров не были уведомлены. Это вынуждает нас обратиться в суд”, – говорит Егоркина. Она отвергла обвинения в попытке недружественного поглощения, а отказ от участия в допэмиссии объяснила тем, что менеджмент “Роста” не раскрыл происхождения своих денег для инвестиций в капитал банка. Управляющий директор аналитического портала Mergers.ru Юрий Игнатишин считает, что позиция Инвестторгбанка неубедительна, если только предварительно не обговаривались ограничения по источникам средств, которые может использовать менеджмент. Выносить сор из избы при выяснении отношений между акционерами банка рискованно, рассуждает Игнатишин, ведь это чревато привлечением внимания регуляторов, изъятием средств клиентами, уроном репутации. Гриншпун не стал обсуждать отношения “Роста” с Инвестторгбанком, отказались от комментариев и во Владпромбанке. А в Вокбанке заявили, что покупка его акций Инвестторгбанком проходила без конфликтов. Однако, по словам предправления Вокбанка Анны Мироновой, у банка “нет ни одного владельца, который бы имел даже блокирующий пакет”, а в Инвестторгбанке настаивают, что через группу компаний владеют 99% акций нижегородского банка.