СПЕКТАКЛИ МОСКОВСКИХ ТЕАТРОВ ВО ВРЕМЯ КАНИКУЛ: Абсолютно новогоднее счастье


В “Мастерской Петра Фоменко” 29 и 30 декабря дают, пожалуй, лучший спектакль репертуара – “Одну абсолютно счастливую деревню”. Постановка не новая, но идет редко, и попасть на нее до сих пор нелегко. Деревенскую прозу Бориса Вахтина Петр Фоменко поставил просто и метафорично, молодые актеры играют в ней легко и проникновенно – так, что зрителей и правда в какой-то момент наполняет чувство счастья. Этот спектакль – лучший театральный подарок, который можно сделать себе под Новый год.

Что же касается вечера 31 декабря, то здесь выбор довольно скуден. Драматические театры, естественно, постарались включить в афишу спектакли веселые, праздничные, эффектные. Только рецепт качественного развлекательного зрелища в нашем театре известен немногим. “Слишком женатый таксист” в Театре сатиры и Ladies’Night Независимого театрального проекта способны доставить верное удовольствие. Но взыскательной публике в этот вечер лучше вообще не гнаться за культурными впечатлениями.

Зато после Нового года театральная жизнь постепенно оживет. В “Современнике” 2 и 8 января покажут мрачную клоунаду режиссера Нины Чусовой “Мамапапасынсобака”, где четыре взрослые актрисы (Галина Петрова, Чулпан Хаматова, Ольга Дроздова и Полина Рашкина) пронзительно и точно играют детей. В “Табакерке” 4 января премьера – “Рассказ о семи повешенных” Миндаугаса Карбаускиса. Инсценировка рассказа Леонида Андреева, поставленная одним из лучших отечественных молодых режиссеров, высоко оценена критикой. В МХТ имени Чехова 5 января дают “Лес” А. Н. Островского: в спектакле Кирилла Серебренникова, вызвавшем много споров, действие перенесено в 70-е гг. прошлого века. Можно по-разному относиться к ироническим аттракционам, которыми переполнена постановка, но Наталья Тенякова (Гурмыжская), Дмитрий Назаров (Несчастливцев) и Евгения Добровольская (Улита) в этом “Лесе” хороши. Там же, в МХТ, 9 января покажут другой нашумевший спектакль Серебренникова – “Господа Головлевы” с Евгением Мироновым в главной роли. А на сцене Театра им. Пушкина 7 января – “Косметика врага”. Инсценировку романа Амели Нотомб с увлекательной, почти детективной интригой поставил Роман Козак, он же – вместе с Константином Райкиным – и играет в этом спектакле.

В Камерном музыкальном театре под руководством Бориса Покровского 9 января дают “Ростовское действо” – школьную драму XVII в., написанную митрополитом Димитрием Ростовским. Некогда легендарная постановка сегодня, конечно, смотрится хуже, чем раньше, но главное в ней неизменно: замечательная музыка, исполняемая всей труппой а капелла.

Актуальный вопрос – куда повести на праздники ребенка. Новогодняя театральная афиша изобилует детскими спектаклями только на первый взгляд: качественных постановок для детей всегда мало. Среди них недавняя премьера РАМТа “Чисто английское привидение” Александра Назарова. Оскара Уайльда перевела на язык театра драматург Екатерина Нарши и сделала это так остроумно и изящно, что забавно смотреть и детям, и взрослым. Другой хорошо сделанный детский спектакль играют в театре “Практика”. “Сказку, которая не была написана” придумали совсем молодые люди Мария Литвинова и Вячеслав Игнатов. В спектакле чувствуется влияние семейного театра “Тень”, в котором успели поработать создатели, но это не отменяет обаяния и даже некоторой рафинированности постановки. В общем, выбор непрост, но сделать его можно.