Год без бюджета


2005 год в Самаре начался в обстановке неопределенности с областной властью. Выборы губернатора, намечавшиеся на осень 2004 г., отменил суд по инициативе ЦИК РФ, и Титов утверждался уже по новому федеральному закону после представления президентом Владимиром Путиным. Шансы на сохранение поста Константином Титовым, руководившим областью с 1991 г., рассматривались тогда не слишком высоко. Согласно экспертному опросу Центра политических технологий в начале 2005 г., Титов значился на 77-м месте из 87 глав регионов, имевших шансы сохранить свои посты по решению президента. Эксперты оценили такую вероятность лишь в 2,43 балла по пятибалльной шкале. Наряду с Титовым претендентами на пост губернатора считались председатель областного правительства Сергей Сычев, спикер Самарской губернской думы Виктор Сазонов, областной прокурор Александр Ефремов, депутаты Госдумы Владимир Мокрый и Виктор Казаков. А полпред президента в ПФО Сергей Кириенко заявлял весной, что его аппарат рассматривает около 10 кандидатов на пост главы региона и что Титов возглавляет этот список.

Неопределенность с новым губернатором сохранялась до апреля, когда Титов обратился к Владимиру Путину с вопросом о доверии. Президент представил его кандидатуру депутатам, и 26 апреля областные законодатели единогласно утвердили Титова на новый губернаторский срок. Эксперты тогда заявляли “Ведомостям”, что Титову будет непросто восстановить механизмы управления губернией. “Область научилась жить без губернатора, – отмечал политолог Андрей Перла, – определенные сферы общественной жизни оказались под контролем местных олигархов”. Бизнес, активно проявляющий себя в политике, – это угроза Титову, соглашался его коллега Юрий Кочкин. Он высказал предположение, что губернатор попытается наладить взаимоотношения с этой силой.

Именно так было воспринято июньское назначение представителем Самарской области в Совете Федерации Федерального Собрания РФ Андрея Ищука – владельца холдинга “Волгабурмаш”. Эксперты считали, что губернатору удалось найти общий язык с “антантой” – так в Самаре назвали альянс политиков, связанных с компаниями “Сок”, “Волгабурмаш” и “Волгапромгаз”. Однако в октябре 2005 г. Ищук открыто выступил против позиции губернатора в споре по поводу устава г. Самары. Он опирался при этом на поддержку федерального руководства “Единой России” (ЕР). Многие полагали тогда, что ресурс “партии власти” остался недоступен Титову. Но уже в ноябре губернатор сам вступил в ЕР и тем самым лишил своих оппонентов “партийного” преимущества. С его приходом, считает политолог Перла, ЕР в Самаре стала не столько политической силой, сколько региональным “элитным клубом”, внутри которого нет единого мнения. Политика в регионе, говорит он, делается, по сути, кругом людей, преследующих разные цели.

Борьба политических элит в регионе проявилась, в частности, при декабрьском избрании представителя в СФ от губернской думы. На этот пост было выдвинуто две кандидатуры: областного министра транспорта и автодорог Алексея Ушамирского и гендиректора ликероводочного комбината “Родник” Александра Милеева. Ушамирского рекомендовал генсовет ЕР, а Милеева, как полагали эксперты, поддерживал Титов. Хотя последний никак не обозначил своей позиции. Депутаты отдали предпочтение Ушамирскому. Как считает президент областного Фонда социальных исследований Владимир Звоновский, результаты выборов воспринимаются как свидетельство раскола региональных элит.

До сих пор продолжается конфликт мэра Самары Георгия Лиманского и оппозиционного ему большинства Самарской городской думы, представляющего “антанту”. Дума раскололась на две части, заседавшие порознь. “Большевики” приняли бюджет на 2005 г., его подписал заместитель председателя думы Виталий Ильин, но не подписал Лиманский, и горадминистрация отказалась его исполнять. Первый замглавы администрации Самары Валерий Троян заявил тогда, что бюджет “большевиков” не подлежит исполнению, потому что “принят с нарушениями положения о бюджетном процессе в Самаре”. А депутатское меньшинство, лояльное Лиманскому, заявило, что “большевистский” документ не учитывает субвенций из облбюджета в размере 1,052 млрд руб., и обратилось в прокуратуру Самары с просьбой опротестовать его. В конце января “меньшевики” приняли свой вариант бюджета, который подписал зампредседателя думы Михаил Анисимов, возглавляющий меньшинство, но также не подписал Лиманский. В течение всего года городское хозяйство финансировалось ежемесячно из расчета 1/12 от бюджета 2004 г.

Чтобы взять ситуацию под контроль, весной 2005 г. дума утвердила новый устав Самары, содержащий положение об избрании мэра на заседании думы из числа депутатов. Однако областное правовое управление, ведавшее тогда регистрацией муниципальных уставов, отказалось визировать документ. Титов заявил, что неправильно лишать горожан возможности самим избирать мэра. Позднее Главное управление Минюста РФ по Приволжскому федеральному округу зарегистрировало устав Самары со скандалом: 17 октября его самарский отдел отказал в регистрации устава, после чего начальник отдела был отстранен от должности, и 18 октября свидетельство о регистрации было подписано. Это вызвало новый виток противостояния мэра и депутатов. В Самаре прошел многотысячный митинг сторонников Лиманского, а Генеральная прокуратура РФ занялась проверкой обстоятельств регистрации устава. Ее официальные результаты до сих пор не обнародованы. В этом конфликте Титов выступил на стороне своего давнего оппонента Лиманского – по мнению аналитиков, для того, чтобы совместными усилиями городской и областной властей противостоять влиянию “антанты”. “Титову не нужен Лиманский, – считает политолог Перла, – дело в том, что ему не нужен сильный “Сок”. Звоновский из областного Фонда социальных исследований обращает внимание на то, что устав был узаконен вопреки позиции губернатора. Если это не результат договоренностей, говорит он, то происшедшее может свидетельствовать о появлении в области нового центра влияния и завершении “эпохи Титова”, длящейся с 1991 г.

Другой тенденцией года можно назвать усиление влияния на жизнь региона со стороны федеральных структур. По мнению Звоновского, примеры того, как федеральный центр берет под контроль крупнейшие предприятия – “Самаранефтегаз”, “АвтоВАЗ”, “Волготанкер”, дают представление о договоренностях между федеральным центром и самарским губернатором при его утверждении весной этого года (см. другую статью на полосе).

Впрочем, жители области обращают все меньше внимания на коллизии местной политической жизни, считают эксперты. По мнению Звоновского, число людей, не участвующих в выборах, будет только увеличиваться. Вместе с тем, отмечает социолог, растущее материальное расслоение в обществе обеспечивает электоральную перспективу “партии реванша”, прежде всего – “Родине” и ЛДПР. А вот в будущее объединенных демократов в Самаре политологи не очень верят – по их мнению, партия не имеет в регионе существенной поддержки.