“Дозор” вышел на рекорд


Кассовые сборы “Дневного дозора” превысили $20 млн. Об этом “Ведомостям” сообщили на “Первом канале” и в компании “Гемени Фильм”, которая занимается прокатом картины. По словам заместителя директора “Гемени Фильма” по рекламе и промоушну Николая Борункова, фильм был выпущен в 589 копиях и шел практически во всех кинотеатрах страны. Фильм вышел на экраны 1 января. Праздники для запуска картины были выбраны не случайно. “Мы понимали, что показывать фильм сразу после Нового года рискованно, но, как показала практика, не ошиблись”, – говорит Борунков.

Основные составляющие успеха “Дозора” – удачно выбранное время премьеры, массированная рекламная кампания и рекордное для российского рынка количество копий, считает генеральный директор кинопроизводственной студии “Топ Лайн” Сергей Грибков (продюсировала фильмы “Даже не думай – 1,2”, “Сматывай удочки”, “Мечтать не вредно” и др.). “Прокатчики “Дозора” стали первыми, кто воспользовался для премьеры длинными новогодними праздниками. Эти каникулы появились только в прошлом году, и тогда на них никто не успел среагировать, – рассуждает Грибков.– Кроме того, “Дневной дозор” – продолжение “Ночного дозора”, который полтора года назад собрал также рекордные по тем временам $15 млн. Когда прокатчики договаривались с кинотеатрами, им не составило труда пристроить рекордное число копий – 589”. По данным журнала “Кинобизнес”, кассовые лидеры 2005 г. – “9 рота” (снята по заказу компании “СТС Медиа”, сборы – $23,6 млн) и “Турецкий гамбит” (по заказу “Первого канала”, сборы – $18,5 млн) были выпущены в 460 и 365 копиях соответственно.

Но главной составляющей успеха, по мнению Грибкова, стала реклама, которая “буквально зомбировала людей”. Сколько было потрачено на рекламу “Дозора”, представитель “Первого канала” сообщить отказался. По данным исследовательской компании TNS Gallup AdFact, c 9 декабря прошлого года, когда стартовала кампания “Дозора”, по 8 января фильм рекламировался на телевидении 487 мин. (в том числе 254 – на “Первом канале”). По оценке агентства Pro Media, это обошлось создателям картины в $2–3 млн (с учетом того, что размещение на “Первом” было бесплатным). На наружную рекламу тоже была потрачена внушительная сумма – $600 000 только в Москве (данные агентства “Эспар аналитик”).

Для сравнения: по данным компании “СТС Медиа”, “9 рота” рекламировалась на каналах СТС и “Домашний” около 700 мин., затраты на наружную рекламу составили $662 000 (данные агентства “Эспар аналитик”). А в наружную и печатную рекламу “Турецкого гамбита”, по данным Счетной палаты, было вложено более $1,2 млн. Телереклама транслировалась в эфире “Первого канала” в течение 573 мин., стоимость которых Pro Media оценивает в $4–5 млн.

В целом доходы российского кинобизнеса растут. По данным журнала “Кинобизнес”, в 2005 кинопрокатном году (с 1 декабря 2004 г. по 30 ноября 2005 г.) на экраны было выпущено 62 отечественных фильма, которые принесли $94 млн. Это почти в три раза больше, чем в 2004 г., когда 51 фильм собрал $32,5 млн.

“Кассовый успех российских фильмов объясняется тем, что в их производстве и промоушне стали принимать участие телеканалы”, – считает генеральный директор “Нева фильма” Олег Березин. Большие доходы приносят лишь проекты с внушительной рекламной кампанией, соглашается главный редактор “Кинобизнеса” Александр Семенов.