ВОПРОС ДНЯ: Появится ли азиатский конкурент евро?


В декабре в Малайзии состоялся саммит, в нем приняли участие 10 стран АСЕАН, а также Индия, Китай, Южная Корея, Новая Зеландия, Австралия и Япония. Было принято решение создать Восточно-Азиатское сообщество (ВАС). Индия предложила создать азиатскую свободную торговую зону. Эта структура по существу захочет конкурировать с ВТО. В рамках развития этих идей разрабатывается и идея о единой валюте. Но Евросоюз очень долго шел к евро. Хотя ЕС – компактная организация, страны не очень различались по уровню экономического развития, между ними не было крупных территориальных споров.

Марина Трегубенко, руководитель Центра азиатских исследований

Китай настороженно относится к этим планам. Возможно, это будет единая юго-восточная валюта, т. е. без Китая и Японии. В таком случае у нее не будет шансов конкурировать с мировыми валютами. Но если Китай и Япония откажутся от своих национальных валют, то действительно – с учетом возможного будущего роста Китая – появится третья или вторая по значимости валюта. Однако пока азиатские страны – это преимущественно экспортно-ориентированные экономики. Евро и доллар включают в себя огромные внутренние экономики. Поэтому даже если вес азиатская валюта в мировой экономике будет иметь большой, то своей собственной динамики она, скорее всего, иметь не будет, а будет следовать за двумя другими валютами.

Владимир Тихомиров, старший экономист финансовой корпорации “Уралсиб”

Главный мотив создания единой азиатской валюты – это те преимущества, которые предоставляет единая валюта европейцам. Но пока создавать ее рано. Во-первых, восточноазиатская экономика очень разнородна. Есть группа стран с достаточно однородной экономикой, такие как Япония, Корея, Тайвань и другие, с одной стороны, и Китай – с другой. Они совершенно различны по уровню государственного регулирования, и им трудно будет установить общие правила. Рано или поздно доминирование в этом регионе будет за Китаем, а другие страны, в особенности Япония, вряд ли захотят подчиняться этим правилам, учитывая степень государственного вмешательства в экономику, которая остается в Китае. Может быть, лет через 50 единая валюта и будет создана.

Евгений Ясин, научный руководитель ГУ ВШЭ

В научных кругах этот вопрос уже давно обсуждается. И сама институализация постановки такого вопроса говорит о развивающейся и нарастающей экономической, в том числе финансовой, интеграции в Восточной Азии. Однако эта интеграция происходит в настоящее время в условиях, характеризующихся нарастанием конкурентной борьбы за экономическое и политическое влияние двух главных факторов восточной экономики – Японии и Китая, а не их сотрудничества. В стратегическом плане России надо очень внимательно наблюдать за этими процессами и определяться со своей стратегией развития. Пока неизвестны перспективы российского рубля и интеграционных процессов на постсоветском пространстве и СНГ. И не до конца ясна наша стратегия в отношениях с Европой.

Василий Михеев, член-корреспондент РАН, руководитель Группы Китая ИММО РАН

Важность этого мероприятия в том, чтобы никто не мог использовать курс для получения односторонних валютных преимуществ. Эта валютная единица создана по типу “европейской валютной змеи”, которая действовала в свое время в качестве валютного соглашения еще до введения ECU. Каждая валюта могла колебаться, но в определенных пределах. Появление такой расчетной единицы в Азии будет способствовать дальнейшему развитию взаимной региональной торговли. Но насчет превращения этой единицы в единую валюту, такую как евро, я думаю, это достаточно отдаленная перспектива.

Леонид Вардомский, руководитель Центра стран СНГ и Балтии