“Русал” откроет тайны

В. Волков

“Русал”, одна из крупнейших компаний страны, до сих пор сообщает публике только годовую выручку. Правда, представителям государства, банкам или клиентам компания дает более подробную информацию “на условиях конфиденциальности”, говорил в интервью “Ведомостям” гендиректор “Русала” Александр Булыгин. Но теперь на большей открытости стали настаивать новые партнеры компании – IFC и ЕБРР.

Инициатор проекта “Коми-Алюминий” (строительство глиноземного комплекса и алюминиевого производства) “Суал” договорился с Международной финансовой корпорацией (IFC) и Европейским банком реконструкции и развития (ЕБРР) о предоставлении $150 млн на первый этап проекта. И когда 50% в ЗАО “Коми-Алюминий” были проданы “Русалу”, финансисты начали заново оценивать заемщика. Девять месяцев ушло у IFC на изучение финансовой отчетности и репутации “Русала”, рассказал “Ведомостям” главный советник по инвестициям Кристиан Госс. В итоге иностранцы согласились финансировать проект, но и алюминиевый гигант взял на себя обязательство в течение полутора лет раскрыть состав владельцев и корпоративную структуру, опубликовать консолидированные финансовые показатели и ввести в свой совет трех независимых директоров, кандидатуры которых будут согласованы с IFC и ЕБРР. А управляющий акциями “Русала” холдинг “Базэл” пообещал раскрыть “информацию об инвестициях холдинга” и принять этический кодекс. Однако публиковать полную международную отчетность “Русал” не собирается, уточнила директор департамента по связям со СМИ “Русала” Вера Курочкина, но в течение полугода раскроет некоторые показатели: сумму активов, выручку, обязательства по кредитам.

Это то, что требуют ЕБРР и IFC, и в “Русале” такие условия сотрудничества сочли приемлемыми, сообщил “Ведомостям” Александр Булыгин. А компании, по его словам, интересно опробовать новый способ привлечения финансирования. “IFC – один из мировых лидеров в проектном финансировании, а у “Русала” сейчас столько проектов, сколько нет ни у одной алюминиевой компании в мире. Помимо Коми это расширение завода во Фрие, которое начнется в этом году. В следующем мы начнем строительство завода в Тайшете, стартует проект строительства Богучанской ГЭС, Рогунской ГЭС и еще много тех, которые даже не анонсировались”, – поясняет Булыгин. Переговоры с “Русалом” о расширении сотрудничества находятся на начальной стадии, подтвердил Гросс.

Аналитик банка “Траст” Михаил Галкин называет ситуацию “уникальной”, ведь компания масштаба “Русала” может привлечь и большие кредиты в коммерческом банке. Галкин думает, что требования ЕБРР и IFC просто совпали с планами самого “Русала” и послужили удачным поводом для изменений в компании. “К тому же сотрудничество с IFC – это своего рода знак качества. Он указывает на то, что “Русал” – это достойная компания”, – рассуждает аналитик, напоминая, что в последние годы “Русал” усердно работает над улучшением имиджа.

К “Суалу” банки подобных требований не предъявляли, говорит представитель этой компании Алексей Прохоров. В ЕБРР и IFC “Ведомостям” не смогли объяснить такую избирательность. Но источник, знакомый с ходом переговоров с IFC, рассказал “Ведомостям”, что у ЕБРР и IFC были сомнения по поводу необходимости сотрудничества с “Русалом”. “Компания непрозрачна, и ее прошлое вызывает вопросы”, – отметил собеседник “Ведомостей”.

“Но “Русал” все же третья алюминиевая компания в мире c большими инвестиционными планами, а IFC надо зарабатывать деньги, – рассуждает аналитик “Ренессанс Капитала” Павел Мамай. – Поэтому не работать с “Русалом” вообще для корпорации было бы не логично”.